5 июня 2016 года в аэропорту Стригино в Нижнем Новгороде состоялся споттинг. Это мероприятие, во время которого фотографы допускаются на "летное поле" и имеют возможность фотографировать взлеты, посадки самолетов, их обслуживание на перроне. Признаться, я давненько помышлял устроить нечто подобное, однако даже не знал, с какой стороны подойти к проблеме. Аэропорт - это особо охраняемая территория. Поэтому нельзя просто прийти туда с улицы и попросить пустить пофотографировать. Однако время от времени администрации аэропортов организовывает подобные мероприятия. В этом отчете спешу показать многочисленные фоотографии самолетов и вертолетов.
Думаю, нет необходимости описывать само мероприятие в подробностях. Это не особо интересно. Поэтому с вашего позволения, сразу перейду к показу фотографий. Заодно прокомментирую некоторые из них.
Самыми первыми в поле зрения фотографов-участников попали Ан-26 и Ту-134. Нас привезли к этим самолетам на двух микроавтобусах. Велели не заходить за красную линию на асфальте - ей очерчены стоянки каждого воздушного судна, и особо не разбредаться по территории. Несколько сотрудников авиационной безопасности зорко следили за нашим поведением и то и дело гоняли особо ретивых мастеров фотографии, которые норовили нарушить запрет.
Это самолет Ан-26:
Самолеты сами по себе - довольно интересные объекты для фотосъемки. Но обычными кадрами уже давно никого не удивишь. Поэтому я присоединил к своему фотоаппарату объектив типа рыбий глаз. Снимки стали получаться необычными, неожиданными и от этого гораздо более интересными.
Вот еще несколько фотографий такого же самолета. Он стоял в ремонтной зоне и поэтому к нему можно было подойти совсем близко. Отсюда - очень необычные, подчас до смешного нелепые ракурсы, которые доступны если у вас сверхкороткофокусный объектив типа рыбий глаз.
Эта фотография сделана с расстояния всего 30 сантиметров от носа самолета. А вот и другие, не менее удивительные варианты:
Этот же самолет, только сзади.
Неожиданные искривления пространства, охват очень большого угла, бочкообразные искажения позволяют увидеть привычные предметы в совершенно неожиданных ракурсах. Вот, например, как выглядит через рыбий глаз Ту-134:
После этого нас повезли ко взлетной полосе, где должен был состояться взлет первого за время споттинга самолета. Пока ждали события, решили сделать исторический снимок:
Это строят новую взлетно-посадочную полосу. Слева и справа уже залитая бетоном поверхность, а там, где я стоял, еще нет. Со временем зальют и ее. Гладкость и безукоризненность покрытия просто поражает. Вот бы автомобильные дороги строили так же!
А вот и первый взлет:
При съемке таких быстрых объектов приходится делать очень короткую выдержку. Тогда не только сам самолет получается очень четко, но даже лопасти винтов "останавливаются" в своем стремительном вращении.
Телеобъектив при таких съемках более чем полезная штука. Если бы не он, самолетик получался бы в 6-8 раз мельче. А так, с полностью "выдвинутой трубой" можно получить снимок, на котором разглядишь малейшие детали. Данный кадр сделан с расстояния примерно 400 метров с фокусным расстоянием 400мм.
Самолет Ту-154
Далее нас привезли к старому самолету Ту-154. Он стоит немного в стороне и служит для отработки действий спецслужб в разных экстренных ситуациях.
Немного грустно смотрится этот гигант, который ранее бороздил голубые просторы, а теперь стоит на отшибе со снятыми двигателями. Думаю, ему уже никогда не суждено подняться в небо.
Затем нас привезли на вертолетную площадку. Кстати, оказывается на аэродроме никто не ходит пешком - всех возят специальные автобусы. Казалось бы - от этого самолета до вертолетов можно было бы и дойти - они были совсем рядом. Но, не положено. Загрузились в автобусы и поехали.
Вертолетиков было всего несколько. Жаль, не удалось посмотреть взлет или посадку хотя бы одного. Но хорошо еще, что была возможность фотографировать их "спящими":
Снова привинтил к фотоаппарату объектив рыбий глаз. С его помощью удалось получить вот такие немного необычные фото вертолетов:
Это вертолет как будто специально "выставил" одну из лопастей точно вперед. Получилась полностью симметричная картинка. Очень удачно!
Пока мы упражнялись в съемках винтокрылых машин, к нам вдруг подъехал грузовик и привез сухой паек. Признаюсь, это было очень удачно и своевременно. Споттинг начался в 15.00, продолжался уже 4 часа и не думал заканчиваться. Поэтому небольшой перекус был очень кстати. Здесь стоит выразить две благодарности. Первая - администрации аэропорта, которая не только организовала для нас - фотографов - это интереснейшее мероприятие, но и позаботилось о том, чтобы они не скончались от голода где-то на взлетной полосе :)
Отдельная благодарность выражается коллегам, которые покинули группу буквально через три часа после начала съемок. Жаль - они не увидели и не отсняли САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ (покажу дальше по тексту). А их порции достались самым стойким и "отмороженным" фотографам :). Кстати, слово "отмороженный" - не я придумал. Так называли оставшихся организаторы.
Вот посмотрите, какой чудный пикничок удалось устроить у одного из вертолетов. Картина вполне могла бы называться "Задержка рейса на местечковом аэродроме":
На вид - не Бог весть какая порция, но пара таких ланч-боксов и вполне можно работать еще несколько часов :)
Перекусывали не торопясь - до ближайшей посадки оставалось полтора часа. Вообще, нам не очень повезло с количеством взлетов-посадок. В иные дни самолеты взлетают один за другим - сам вижу из окна своей квартиры. А в тот день в период с 15 до 21 часа прилетели всего четыре лайнера, первый из которых мы успешно прозевали :).
Дальше откровенно тянули время. Ждали прибытия самолетов. Была предложена съемка у нового терминала. Там стояли два самолета - вот их портреты:
Что такое "арка"?
Не раз в разговорах устроителей мероприятия и бывалых споттеров, проскальзывало слово "арка". "Будут делать арку", или "Сфотографируем арку"... Оказалось, это традиция встречи первых рейсов какой-либо новой авиакомпании.
Когда самолет из Минеральных Вод заходил на посадку, нас предупредили, чтобы сразу после съемки самой посадки, мы бегом бежали в автобусы, чтобы успеть заснять эту самую пресловутую арку. По-прежнему не понимая, что это означает, я исправно отснял момент посадки - вот он:
Момент касания полосы. Обратите внимание - даже виден дым из под колес. Когда они соприкасаются с асфальтом, то от трения сильно нагреваются - отсюда и синеватый дымок.
Все же телеобъектив - это отличная вещь. Это не кадрированный снимок - он подрезан только сверху и снизу, ширина - оригинальная. Именно такой он получился при съемке. Все же бывают очень редкие моменты, когда настоящая фототехника с профессиональной оптикой немного выигрывает у айфонов по качеству получаемых фотографий :)
Не успели мы заснять пробег самолета по полосе, как уже звучит команда "по машинам". Банда фотографов, громыхая треногами, что есть ног бежит в направлению автобусов :). Жаль, не удалось заснять это на видео. Бегущие фотографы с камерами наперевес - это смотрелось ужасно любопытно :). Но зато наши усилия вознаградились с лихвой.
Мы увидели и засняли "арку". Оказывается, это две струи воды из брандспойтов пожарных машин, которыми приветствуют самолет новой авиакомпании. Оказывается и в авиации есть интересные традиции, о которых мы, обычные пешеходы, даже не слышали. По крайней мере для меня это оказалось приятной неожиданностью.
Так начиналась "арка":
Арка на полную мощность:
Надеюсь, пассажиров предупредили, что это просто традиция, а не тушение их горящего самолета. Не знаю, как вы, но увидев из иллюминатора, что наш самолет поливают из брандспойта, я бы слегка заерзал. И это еще в лучшем случае. В худшем сработала бы схема "в самолете паника" :)
После того, как самолет как следует помыли и он стал мокрым и скользким, его препроводили на стоянку и подали трап. Наверное, первыми пассажирами, которые шагнули на ступени, оказались самые достойные :)
После этого дело пошло веселее. Один за другим сели самолет Аэрофлота и авиакомпании S7. К моменту их посадки уже начало темнеть, поэтому получились необычные кадры на фоне закатного солнца. Увы, съемка против солнца вообще редко получается удачной. А тут еще быстро движущийся объект в кадре. Одним словом, за качество не ругайте.
Посадка самолета Аэрофлота
Опять синий дым из-под колес! Немного мешают кучи земли - идет реконструкция взлетно-посадочной полосы.
Далее через несколько минут приземлился самолет компании S7
Уникальный снимок! Его можно назвать как-нибудь вроде "Мгновение до касания" или как-то в этом ключе. Но самого касания действительно еще не было - иначе был бы синий дым. Мы теперь знаем!
Особенно удалась съемка с уровня земли. Для этого приходилось принимать причудливые позы и даже ложиться на траву. Но зато фотографии получились удачные. Ведь мы же за ними приехали. Так что надо постараться!
Посадка самолета ТУ-204
К тому времени солнце ужа зашло, стало темно. Зато самолет с огнями выглядел на посадке гораздо эффектнее:
Смотрите: самолет уже коснулся полосы левой стойкой шасси - появился синий дым, а правая еще "летит".
Совершенно случайно получилось подловить интересный момент. Главное - чтобы во время такой съемки не "забился" буфер фотоаппарата. Ведь если снимать кадр за кадром почти без остановки, то снимки не успевают записываться на флешку и сохраняются во встроенной буферной памяти фотоаппарата. Когда она переполняется, фотоаппарат перестает снимать до того момента, когда все кадры будут записаны на карту памяти. Наверное, было бы очень обидно пропустить интересный момент из-за переполнения буфера.
Взлет самолетов
Сам взлет заснять к сожалению не удалось. Все же точка отрыва была от нас довольно далеко. Но вот когда они выруливали на взлетную полосу - получилось довольно интересно. Смотрите: выруливает самолет компании Аэрофлот:
Выруливает самолет компании Саратовские авиалинии
Когда такая махина проезжает мимо тебя - охватывает удивительное чувство. А когда она едет прямо на тебя!!! Ощущение просто непередаваемое!
Обслуживание Ту-204 на перроне
После того, как один за другим улетели три самолета, нас пригласили посмотреть и сфотографировать процесс обслуживания самолета силами наземной службы аэропорта Стригино. После того, как самолет приземлится, надо выгрузить пассажиров и багаж, заправить лайнер топливом, подмести ковер в салоне и выполнить массу других операций, перечислять которые здесь я не буду, чтобы не утомлять вас. По правде говоря я и сам не знаю всего перечня. Так что лучше покажу фотографии :)
Вот именно в такой момент мы и подъехали к самолету компании Red Wings. Стало уже почти совсем темно, но это добавило фотографиям таинственности и особой атмосферы ночного аэропорта.
Снимать приходилось очень быстро, поэтому ни о каком использовании штативов не могло быть и речи. Пришлось увеличивать чувствительность матрицы и укорачивать выдержку до 1/15 секунды. Для надежности делали несколько дублей каждого кадра в надежде, что хоть один да не размажется. В принципе - метод вполне оправдал себя. Действительно из серии 5-8 кадров можно было выбрать один нормальный.
Особенно в этой ситуации спасала полноразмерная матрица фотоаппарата. Она позволяет снимать с чувствительностью до 1200 единиц ISO и получать вполне сносные кадры в плане наличия цифровых шумов.
На этом наш споттинг подошел к концу. Он длился 6 часов - с 15 до 21 часа. Я бы остался и дальше, но всему на свете бывает предел.
Бросаем последние взгляды на терминал:
садимся в автобус и покидаем пределы запретной зоны аэропорта.
Благодарности
В завершении выпуска хочется сказать спасибо за предоставленную возможность организаторам Споттинга, водителям автобусов, которые катали нас целый день, сотрудникам службы авиационой безопасности, которые следили, чтобы мы не разбрелись как стадо ежиков.
Отдельная благодарность моему коллеге Денису Спиридонову. Именно он в свое время сообщил мне о намеченном мероприятии. Иначе я бы туда просто не попал, поскольку не знал о том, что состоится споттинг.
Кроме того, спасибо коллегам фотографам, которые не "лезли в кадр", не закрывали своей спиной сцену в самый интересный момент. Мы с вами отлично поработали! Остается пожелать всем нам, чтобы подобные масштабные фотосъемки в интересных местах случались как можно чаще!