Секреты фотосъемки. Как научиться фотографировать красиво?

У профессиональнах фотографов много секретов, специальных навыков. В этом разделе Вы найдете много полезных советов. Надеемся, они помогут Вам улучшить качество Ваших фотоснимков и научат фотографировать красиво.

ISO чувствительность. Как уменьшить шум фотографии

ISO чувствительность фотопленкиВ давние времена, когда все снимали еще на фотопленку, а о цифровых фотоаппаратах и слыхом не слыхивали, фотографы знали, что, покупая пленку надо обращать особое внимание на цифру, которая достаточно крупно прописана на коробке.

Это была так называемая чувствительность. То есть восприимчивость фотопленки к свету. Почему ISO? Потому что она измеряется в специальных единицах по стандарту ISO (International Organization for Standartization).

Чем ниже это число, тем менее чувствительная пленка, тем более длительной должна быть выдержка для получения хорошего снимка. Чем число больше, тем больше чувствительность, тем короче выдержка.

Отсюда - возможность снимать не только неподвижные пейзажи, но и спортивные соревнования, где все очень подвижное. Кроме того, это возможность снимать если не в полной темноте, то при свете свечки и получать фотографии нормальной плотности (не слишком темные).

Чувствительность фотопленки КодакКогда все "подсели" на фотоаппараты типа Кодак и прочие и стали пользоваться пленками Кодак, ситуация не изменилась. На коробках с пленками была указана чувствительность пленки. Обратите внимание на число, указанное в углу лицевой стороны коробки. 100, 200, 400 - это как раз чувствительность пленки. Причем, при установке такой пленки фотоаппарат сам "считывал" ее чувствительность (с кассеты) и делал поправку при выборе экспозиционной пары (выдержка-диафрагма) в то время как раньше фотографы должны были делать это сами.

В то время многие знали, что для домашних или вечерних съемок надо брать пленку с чувствительностью 400 единиц. Для поездки на море лучше купить пленку с чувствительностью 100 - 200 единиц.

Фотопленка с чувствительностью 800 единиц ISO Немного реже встречались пленки с чувствительностью 800, 1600 и более единиц, а также 120, 160 и т.д.

Теперь давайте представим фотографа, который ведет репортажную фотосъемку. Вот он снимает встречу почетного гостя у трапа самолета. Яркое солнце, надо бы использовать пленку с чувствительностью 100 единиц. Затем делегация садится в машины и едет в гостиницу. В гостинице приглушенный свет, для съемки в таких условиях более подходит пленка с чувствительностью 400 единиц. Потом - прогулка по городу - опять 100. Затем зал заседаний - 400, после поездка за город - 100 или 200, затем поход в театр - 400 и т.д.

Как думаете, почему, когда раньше показывали фотографов, ведущих репортажную съемку, у них было по несколько фотоаппаратов, и они снимали то одним, то другим?

Правильно! Ведь во время репортажной съемки нет времени на перезарядку фотопленки, да и вытащить из камеры пленку, на которую отсняли три-четыре кадра, тоже как-то неразумно. Вот и таскали фотографы с собой целую кучу фотоаппаратов.

В то же время напрашивается простейший выход: зарядить 400-сотку и снимать ей и в помещении и на ярком свете. Ну, поставим покороче выдержку, ну диафрагму "зажмем" посильнее! Чем не выход?

Однако, не торопитесь с выводами. Если бы задача так легко решалась, то не было бы в продаже пленок с чувствительностью 32, 64, 100, 120 и т.д. Все покупали бы 1600-ку и снимали бы на нее при любых условиях, корректируя пару выдержка-диафрагма. И не носили бы с собой фотографы кучу зеркалок... Наверное, какой-то секрет здесь все же есть.


Поверьте, он есть. Взгляните на эти два снимка.

ISO чувствительность матрицы цифрового фотоаппарата. Диапазон чувствительности

Вроде бы оба имеют одну и ту же плотность, но на втором присутствуют какие-то странные цветные точки. Это так называемый шум цифровой матрицы. У фотопленок ситуация была та же самая, только там это называлось другим словом "зернистость". (Для справки - фотоснимки сделаны профессиональным фотоаппаратом Canon 5D Mark2. У цифрповых "мыльниц" такое "зерно" иногда появляется уже на 400 единицах чувствительности).

Кстати, сейчас в графических программах даже есть специальный фильтр, который позволяет имитировать зернистость фотопленки, это считается особым шармом. Но раньше зернистость была настоящим бичом!

Есть определенная зависимость качества картинки от чувствительности.

Чем ниже ISO чувствительность - тем чище картинка

Именно поэтому профессионалы во все времена предпочитали снимать на пленку с наименьшей чувствительностью, которую можно было использовать в данной конкретной ситуации. Они даже покупали очень дорогие объективы с высочайшей светосилой (такие объективы стоят от 50,000 рублей), чтобы получать хорошее качество фотографий даже в условиях пониженной освещенности.

Если Ваша фотокамера позволяет снимать в ручном режиме, то найдите в меню пункт, который устанавливает ISO чувствительность, и поставьте самое низкое из возможных значений. Чем лучше у Вас камера, тем ниже будет это минимальное значение. Диапазон чувствительности профессиональных камер, например, может позволить установить значение от 50 до 3200 единиц. Иногда даже шире.

Например, некоторые любительские камеры позволяют снимать с наименьшей чувствительностью 160 единиц. Неплохо. Но лучше, если Ваша камера снимает со значением этого параметра 100, 80 и даже 50 единиц.

Конечно, при снижении чувствительности матрицы приходится делать более длительные выдержки, шире раскрывать диафрагму, однако качество картинки будет намного лучше при значении 50, чем при значении, например, 200.

Попробуйте выполнить простое домашнее задание: установите на Вашей камере чувствительность 50 и сфотографируйте что-нибудь. Потом установите самую высокую чувствительность и сфотографируйте этот же объект. Скачайте обе фотографии в компьютер и внимательно рассмотрите их. Разница будет очевидна!

Кстати, при съемке в автоматическом режиме фотокамера сама выбирает наиболее подходящую по ее мнению чувствительность, так многие снимки делаются с чувствительностью 488, 800 и более. Неудивительно, что они получаются очень зернистыми, "шумными".

Здесь кроется ответ на вопрос, который часто задают новички: "Как уменьшить цифровой шум на фотоснимке?"

Ответ: "Снимайте в ручном режиме с наименьшей возможной чувствительностью". 

Соотношение выдержки и диафрагмы. Как установить выдержку и диафрагму при фотосъемке

Теперь, когда мы знаем и о выдержке и о диафрагме, мы должны рассмотреть как эти параметры устанавливаются в комплексе.

Давайте вспомним:

выдержка - время в течении которого матрица цифрового фотоаппарата воспринимает свет через объектив.

диафрагма - зрачок объектива, расширяясь и сужаясь, он регулирует количество света, попадающего на матрицу.

Бывают ситуации, когда важнее устанавливать определенное значение выдержки: например при съемках спортивных состязаний, где объекты съемки очень подвижные,  надо ставить очень короткую выдержку, значение диафрагмы в данном случае отступает на второй план.

С другой стороны, расширяя или сужая диафрагму мы увеличиваем или уменьшаем поток света на матрицу и в то же время уменьшаем или увеличиваем глубину резкости.

По сути дела один и тот же снимок может получиться, если мы установим короткую выдержку и широкую диафрагму или длинную выдержку и узкую диафрагму. Эти снимки будут иметь одинаковую плотность и различаться только глубиной резкости.

Поэтому исходя из ситуации мы устанавливаем эту пару параметров оптимально:

 

 

Как выставлять выдержку и диафрагму

 

 

Как выставлять выдержку и диафрагму

Как видите, при съемке важно подобрать оптимальное соотношение выдержки и диафрагмы. Для этого надо сделать не одну пробную фотосессию, снимать с разными комбинациями этих параметров, чтобы научиться правильно выставлять выдержку и диафрагму.

На снимках выше приведен наглядный пример соотношения выдержки и диафрагмы. На верхней картинке диафрагма очень узкая, а значит, света на матрицу попадает немного. Следовательно надо увеличить время засветки матрицы через открытый затвор. Выдержка 30 секунд и диафрагма 20 дают хорошую глубину резкости (вся модель автомобиля в фокусе). 

Чем шире диафрагма, тем больше света попадает на пленку или матрицу. Тем короче может быть выдержка и тем меньше глубина резкости. На втором снимке только передняя часть модели находится в зоне фокуса, поскольку модель стояла не перпендикулярно, а под углом к оси объектива, задняя ее часть оказалась дальше от фотокамеры, чем передняя. Глубина резкости на этом снимке составляет всего несколько миллиметров. Этакая тонкая пленочка. Объекты, находящиеся ближе и дальше зоны фокусировки выглядят размытыми.

На наше счастье современные цифровые "мыльницы" могут еще до съемки показать на экранчике изображение, которое получится при тех или иных установленных значениях выдержки и диафрагмы.

Зеркальные фотокамеры такой возможности не имеют (там экранчик показывает только уже отснятые кадры). Поэтому профессиональные фотографы выбирают оптимальные значения выдержки и диафрагмы "на глаз".

Когда-нибудь и у нас с Вами будет такой же наметанный глаз и нам хватит одного мимолетного взгляда на объект съемки, чтобы определить какую выдержку и диафрагму здесь нужно установить. Так или иначе, если мы ставим себе задачу стать в будущем профессиональными фотографами, нам потребуется много тренироваться, снимать одну и ту же сцену с разными значениями выдержки и диафрагмы, чтобы понять какую комбинацию этих параметров нужно установить, чтобы получить идеальную картинку.

Выдержка. Экспозиция. Ручные настройки камеры

Вечерний городской пейзаж. как фотографировать закатПродолжая говорить о ручных настройках камеры, нельзя не упомянуть о так называемой "выдержке", которую тоже можно регулировать при съемке.

По сути дела выдержка, или как ее еще называют фотографы, время экспозиции, это тот промежуток времени, во время которого матрица цифрового фотоаппарата (или фотопленка) будет воспринимать изображение, поступающее через объектив.

Может быть, Вы застали то время, когда в фотоателье людей фотографировали на документы при помощи большой деревянной фотокамеры. Фотограф приказывал "не шевелиться", затем театральным жестом снимал крышку с объектива и через несколько секунд надевал ее обратно.

Вечерний городской пейзаж. как фотографировать ночной городЗа то время, когда крышка была снята, свет, что есть Ваше изображение, проецировалось на светочувствительную фотопластину. Длительность выдержки в этом случае это время между снятием крышки с объектива и установкой ее обратно.

В фотоаппаратах, оснащенных затвором (это пленочные и цифровые зеркальные камеры), внутри фотоаппарата есть так называемая шторка, которая открывается на некоторое время, а потом закрывается. Между открытием и закрытием проходит определенное время, которое и называется выдержкой.

У цифровых мыльниц затвора нет (слишком дорого и громоздко). Свет, проходящий через объектив, все время попадает на матрицу. Именно этом, кстати, и объясняется тот факт, что "мыльницей" мы можем снимать, глядя на экранчик, а "зеркалкой" нет. 
Выдержкой здесь считается особый режим матрицы, при котором матрица не только "видит" изображение, но и "фиксирует" его.

Как фотографировать салютПрофессиональные фотографы знают, что в яркий солнечный день на улице значение выдержки надо устанавливать гораздо меньше, чем при съемке в помещении или в сумерках.

Значения выдержки недорогой цифровой мыльницы (которая допускает ручные установки) может колебаться от, например, 30 секунд до 1/8000 секунды.

Чем дольше открыт затвор, тем больше света попадает на матрицу или пленку. Если установить выдержку больше, чем необходимо в определенных условиях съемки, то кадр будет светлым или совсем белым (на негативной фотопленке наоборот). Если установить выдержку меньше - кадр будет темным или совсем черным.

Разберем некоторые примеры использования разных значений выдержки.


Пример 1. Как фотографировать ночью

ночной городской пейзаж. как фотографировать ночьюВ темное время суток, когда освещенность практически нулевая, нам потребуется очень длительная выдержка. Например, 30 секунд. Все это время затвор будет открыт и свет, проходящий через объектив, будет фиксироваться матрицей.

В результате, когда затвор закроется и встроенный в камеру процессор обработает изображение, мы увидим на экранчике изображение, которое может быть даже ярче, чем оригинал.

ночной городской пейзаж. как фотографировать ночьюКстати, снимать с большой выдержкой желательно только неподвижные объекты. Движущиеся предметы, такие как автомобили, люди и т.д. за 30 секунд успевают значительно переместиться в кадре и даже вовсе уйти из него.

Самое интересное, что даже, казалось бы, неподвижная Луна за 30 секунд успевает немного сдвинуться в кадре и получается немного "смазанная".

Именно по этой причине на старинных фотографиях с городскими пейзажами на улицах поразительно безлюдно.

старинные фотографии с очень длинной выдержкойМожет даже сложиться впечатление, что людей специально разогнали с улиц, чтобы не портить кадр.

На самом деле и люди и лошади с повозками были на улицах, но выдержки в то время было значительно длиннее - до 1 часа (чувствительность фотопластин была в то время очень низкой).

Поскольку люди и кареты двигались, они просто не запечатлелись на фотопластинах тех лет. Остались только здания, деревья, столбы. Кстати о деревьях - фотографировать тогда старались в безветренную погоду, чтобы ветки деревьев не двигались и не "размазывались".


Пример 2. Как фотографировать воду

Как фотографировать море. Волны. Брызги. Короткая выдержкаВ яркий солнечный день на берегу моря бывает настолько ярко и светло, что люди обычно стараются надеть темные очки.

Если мы сделаем очень длинную выдержку, то кадр будет попросту белым пустым. Поэтому длительность выдержки устанавливается очень малая: 1/1000,  1/4000 (одна тысячная секунды, одна четырехтысячная и т.д.).

Как фотографировать море. Волны. Брызги. Короткая выдержкаПонятно, что за это короткое время ни катер на воде, ни люди, играющие в волейбол на пляже, ни волны у берега не успевают сделать сколь-нибудь значительного перемещения. Поэтому мы получаем как бы застывшую картинку. Ничего не "размазано", не "свезено".

Даже если в момент съемки у нас дрогнет рука, все равно изображение получается очень четкое из-за короткой выдержки.



Пример 3. Съемка птиц, которых кормят с рук

Как фотографировать птиц. Короткая выдержкаИногда можно видеть такую картину: человек кормит чаек, они летают вокруг него, а второй человек фотографирует птиц. Наверное, Вы догадываетесь, что птицы летают очень шустро, часто машут крыльями.

Если снимать эту сцену с длинной выдержкой, картинка получится размазанной.  Нужно устанавливать значение этого параметра чем меньше, тем лучше.

Теперь, когда Вы знаете, что такое выдержка, и в каких случаях ее устанавливают длиннее или короче, мы можем перейти к рассмотрению связки "выдержка - диафрагма", поскольку эти два параметра должны быть сбалансированы для получения хороших снимков. Странно было бы надеяться на то, что мы научимся устанавливать требуемые параметры фотосъемки лишь только сделаем несколько пробных снимков. Со временем мы приобретем большой опыт фотографирования в разных режимах и будем действовать все более и более успешно.

Секреты диафрагмы

глубина резкости и диафрагма объективаПроизводители техники вообще и фотокамер в частности стремятся сделать свои творения более доступными для простого пользователя. Например, появились автомобили, которые умеют сами парковаться, телевизоры, которые сами выключаются, когда хозяин уснет.

Теперь уже не верится, что когда появились первые автомобили, владелец машины не мог сам управлять ей, а должен был нанять шофера, который знал, как водить машину и что делать в случае поломки.

Сложно представить, что раньше фотограф должен  был перед съемкой анализировать каждый кадр и устанавливать множество параметров. 

Цифровые фотокамеры сегодня освобождают фотографа от необходимости думать и устанавливать параметры съемки. Можно переключить камеру в автоматический режим и щелкать не задумываясь. И, что самое интересное, большинство фотографий действительно получаются резкие, яркие и достаточно качественные.

Зачем же мы с Вами в таком случае договаривались покупать фотоаппарат с ручными настройками?

Снимая только в автоматичском режиме можно получить очень качественные "обычные" фотографии. Например, съемка дневных пейзажей, домашняя вечеринка и т.д.

Однако, есть еще так называемая "сюжетная" съемка. Многие фотографы, занимающиеся ей, получают действительно настоящие шедевры и неплохо зарабатывают, продавая свои фото на календари, постеры или для рекламы.

Давайте попробуем рассмотреть одну из настроек, которая имеется в камерах.

Речь пойдет о так называемой диафрагме

Прежде чем говорить о том, что это такое и как оно работает, предлагаю сделать небольшую "лабораторную работу". Возьмите фонарик, если нет, можно зажечь свечку, и отправляйтесь в ванную. Наверняка у Вас там есть зеркало.

человеческий зрачок

Встаньте перед зеркалом, желательно поближе, и обратите внимание на то, как в неярком помещении раскрыты зрачки глаз. Они очень широкие. Так в глаз попадает больше света.

Теперь включите фонарик и направьте себе в глаза. Обратите внимание, как реагирует зрачок! Правильно! Он сузился, ограничивая поток света, попадающего внутрь глаза.

Выключите фонарик - через некоторое время зрачок снова расширится.

Итак - зрачок работает в авторежиме и регулирует количество света, проникающего внутрь глаза.

Примерно такое же устройство есть и в объективе фотоаппарата. В автоматическом режиме оно работает самостоятельно на основе анализа освещенности объекта съемки.

диафрагма объектива

Однако можно переключить диафрагму в режим ручной настройки и самостоятельно устанавливать ее величину.

Представьте себе, что так можно было бы поступать со зрачками. Например, на голове было бы колесико, вращая которое мы могли бы вручную делать зрачок шире или уже. Это неплохо бы пригодилось на пляже, где очень яркое солнце, песок. Можно было бы "закрутить" ширину зрачка "на полную" и тогда нам не потребовались бы темные очки. Когда мы входим в темное помещение мы "подкручиваем" зрачок, расширяя его до максимума, и сразу нормально видеть в темноте. В этом случае фраза "когда глаза немного привыкли к темноте" не имела бы для нас смысла.

Мы, конечно, не имеем на голове такого волшебного колесика, но у фотокамер оно бывает, то есть мы вполне можем вручную регулировать значение диафрагмы.

Зачем устанавливать диафрагму вручную?

В ответ на этот вопрос хотелось бы показать вам эти две фотографии:

глубина резкости

Как видите, на одной из них картинка резкая по всей "глубине", на другой в фокусе только конкретный объект, остальное размыто.

В разных ситуациях нам могут потребоваться обе фотографии, но мы не можем не признать, что правая картинка может быть условно названа "обычной", левая несет некий оттенок художественности. Здесь мы можем говорить о таком параметре фотографии, как "глубина резкости". Если картинка "резкая" от самого переднего плана до бесконечности, мы будем говорить, что глубина резкости большая. Если в фокусе только что-то определенное, глубина резкости малая.

Давайте посмотрим на несколько других фотографий, где имеется некоторая фокусировка на "главном" объекте, а остальное размыто, то есть где присутствует малая глубина резкости. Согласитесь, некоторые из них смотрятся довольно эффектно.

Теперь давайте установим некоторую зависимость глубины резкости от значения диафрагмы.

Здесь правило очень простое: чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. И наоборот, чем уже диафрагма, тем глубина резкости больше.

Значения диафрагмы указываются в специальных величинах, например, 2.8, 3.5, 4, ... 11, 16, 22 и т.д.

Чем больше число, тем уже "зрачок" объектива, тем больше глубина резкости.

Кстати, наименьшее и наибольшее значение диафрагмы это важная характеристика объектива камеры. У профессиональных объективов минимальное значение диафрагмы может достигать 1.2 - это очень "широкий" зрачок. Такие объективы позволяют снимать без использования вспышки в помещениях - света будет достаточно.

Мы же с Вами, пока не приобрели профессиональную технику, просто будем знать о том, что при выборе фотокамеры нужно обращать внимание на значение минимальной и максимальной диафрагмы. Чем этот диапазон шире, тем лучше объектив.