Секреты диафрагмы

глубина резкости и диафрагма объективаПроизводители техники вообще и фотокамер в частности стремятся сделать свои творения более доступными для простого пользователя. Например, появились автомобили, которые умеют сами парковаться, телевизоры, которые сами выключаются, когда хозяин уснет.

Теперь уже не верится, что когда появились первые автомобили, владелец машины не мог сам управлять ей, а должен был нанять шофера, который знал, как водить машину и что делать в случае поломки.

Сложно представить, что раньше фотограф должен  был перед съемкой анализировать каждый кадр и устанавливать множество параметров. 

Цифровые фотокамеры сегодня освобождают фотографа от необходимости думать и устанавливать параметры съемки. Можно переключить камеру в автоматический режим и щелкать не задумываясь. И, что самое интересное, большинство фотографий действительно получаются резкие, яркие и достаточно качественные.

Зачем же мы с Вами в таком случае договаривались покупать фотоаппарат с ручными настройками?

Снимая только в автоматичском режиме можно получить очень качественные "обычные" фотографии. Например, съемка дневных пейзажей, домашняя вечеринка и т.д.

Однако, есть еще так называемая "сюжетная" съемка. Многие фотографы, занимающиеся ей, получают действительно настоящие шедевры и неплохо зарабатывают, продавая свои фото на календари, постеры или для рекламы.

Давайте попробуем рассмотреть одну из настроек, которая имеется в камерах.

Речь пойдет о так называемой диафрагме

Прежде чем говорить о том, что это такое и как оно работает, предлагаю сделать небольшую "лабораторную работу". Возьмите фонарик, если нет, можно зажечь свечку, и отправляйтесь в ванную. Наверняка у Вас там есть зеркало.

человеческий зрачок

Встаньте перед зеркалом, желательно поближе, и обратите внимание на то, как в неярком помещении раскрыты зрачки глаз. Они очень широкие. Так в глаз попадает больше света.

Теперь включите фонарик и направьте себе в глаза. Обратите внимание, как реагирует зрачок! Правильно! Он сузился, ограничивая поток света, попадающего внутрь глаза.

Выключите фонарик - через некоторое время зрачок снова расширится.

Итак - зрачок работает в авторежиме и регулирует количество света, проникающего внутрь глаза.

Примерно такое же устройство есть и в объективе фотоаппарата. В автоматическом режиме оно работает самостоятельно на основе анализа освещенности объекта съемки.

диафрагма объектива

Однако можно переключить диафрагму в режим ручной настройки и самостоятельно устанавливать ее величину.

Представьте себе, что так можно было бы поступать со зрачками. Например, на голове было бы колесико, вращая которое мы могли бы вручную делать зрачок шире или уже. Это неплохо бы пригодилось на пляже, где очень яркое солнце, песок. Можно было бы "закрутить" ширину зрачка "на полную" и тогда нам не потребовались бы темные очки. Когда мы входим в темное помещение мы "подкручиваем" зрачок, расширяя его до максимума, и сразу нормально видеть в темноте. В этом случае фраза "когда глаза немного привыкли к темноте" не имела бы для нас смысла.

Мы, конечно, не имеем на голове такого волшебного колесика, но у фотокамер оно бывает, то есть мы вполне можем вручную регулировать значение диафрагмы.

Зачем устанавливать диафрагму вручную?

В ответ на этот вопрос хотелось бы показать вам эти две фотографии:

глубина резкости

Как видите, на одной из них картинка резкая по всей "глубине", на другой в фокусе только конкретный объект, остальное размыто.

В разных ситуациях нам могут потребоваться обе фотографии, но мы не можем не признать, что правая картинка может быть условно названа "обычной", левая несет некий оттенок художественности. Здесь мы можем говорить о таком параметре фотографии, как "глубина резкости". Если картинка "резкая" от самого переднего плана до бесконечности, мы будем говорить, что глубина резкости большая. Если в фокусе только что-то определенное, глубина резкости малая.

Давайте посмотрим на несколько других фотографий, где имеется некоторая фокусировка на "главном" объекте, а остальное размыто, то есть где присутствует малая глубина резкости. Согласитесь, некоторые из них смотрятся довольно эффектно.

Теперь давайте установим некоторую зависимость глубины резкости от значения диафрагмы.

Здесь правило очень простое: чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости. И наоборот, чем уже диафрагма, тем глубина резкости больше.

Значения диафрагмы указываются в специальных величинах, например, 2.8, 3.5, 4, ... 11, 16, 22 и т.д.

Чем больше число, тем уже "зрачок" объектива, тем больше глубина резкости.

Кстати, наименьшее и наибольшее значение диафрагмы это важная характеристика объектива камеры. У профессиональных объективов минимальное значение диафрагмы может достигать 1.2 - это очень "широкий" зрачок. Такие объективы позволяют снимать без использования вспышки в помещениях - света будет достаточно.

Мы же с Вами, пока не приобрели профессиональную технику, просто будем знать о том, что при выборе фотокамеры нужно обращать внимание на значение минимальной и максимальной диафрагмы. Чем этот диапазон шире, тем лучше объектив.