Волшебная ночь с цифровой зеркалкой. Как фотографировать ночь

Большие фотографии Луны. Кратеры на ЛунеКогда-то очень давно, а именно в 1999 году у меня появился первый цифровой фотоаппарат. Это был очень слабый по сегодняшним временам Olympus C840L. В то время я уже пробовал себя в фотографировании пейзажей. Очень хотелось сфотографировать красивый красный закат, однако, с помощью той слабенькой мыльницы фотографии получались до ужаса примитивными. Еще тогда я думал, что может быть когда-нибудь создадут такой фотоаппарат, который сможет передать все краски заката.

 

Фотографии заката

Вот такие закатные пейзажи мог запечатлеть мой первый цифровик:

фотография заката, сделанная 11 лет назад дешевой цифромыльницей

Эта фотография помещена в статью в натуральную величину 1280х960 (на странице уменьшена). Вы можете скачать ее себе в компьютер и посмотреть, насколько низкое качество давала цифровая техника всего 13 лет назад. Не говоря уже о том, что цветов на снимке практически нет, стоит отметить сильнейший цифровой шум и очень небольшие по сегодняшним временам размеры фотографии. Даже дешевые сотовые телефоны сейчас снимают с большим разрешением :)

Olympus C840L имел матрицу с разрешением 1.3px. Фото в максимальном качестве имело размеры 1280х960. А ведь стоила эта игрушка порядка $1000.

Сейчас все изменилось. Многие новички фотографы получают в свои руки технику такого уровня, что всего 10 лет назад профессионалы от фотографии, глядя на нее, просто удавились бы от зависти. Если взять современную зеркалку начального уровня (Canon EOS 1100D) с китовым объективом, то качество фотографий будет просто фантастическое по сравнению с тем, что было раньше.

Как фотографировать ночь зеркалкой

Имея в руках такую технику можно ставить перед собой довольно амбициозные задачи. Например - съемку ночных облаков. Для того, чтобы фотографировать их желательно выехать из города, где свет фонарей будет подсвечивать облака и искажать их величественный натуральный  цвет.

Мне повезло. Моя квартира находится на 15 этаже. Вид открывается прямо на закат, который ничто не закрывает. Так что я могу снимать прямо с балкона, что гораздо удобнее.

Облака вообще, а особенно, облака на закате - очень интересные объекты для съемки. Они постоянно изменяются, принимая подчас интереснейшие причудливые формы. Особенно хорошо, если недавно прошел ливень, небо к вечеру очистилось, но остались небольшие кучки облаков.

Фото облаков на закате. Цветные облака. Фото закатов

Облака постоянно меняются, клубятся. Можно не двигаться с места, просто внимательно следить за теми причудливыми формами, которые они принимают. Особенно интересны кучевые облака, в верхней части которых то и дело возникают удивительно реалистичные фигуры. Если напрячь воображение, то можно заметить сходство с привычными нам предметами,  животными, людьми.

 

фигуры из облаков. чужой против хищника

 

Вот, например, два известных персонажа из классических фильмов ужасов. Чужой (справа). Отчетливо виден гребень, лапа тянется вперед к противнику. Хищник (слева) держит в руке оружие и, видимо, уже выстрелил в своего врага. Об этом свидетельствует падающая гильза.

Съемки вечерних облаков имеют важную особенность. С того момента, когда Вы вдруг увидели интересную композицию до момента спуска затвора должно проходить как можно меньше времени. Фигуры очень подвижные. Взгляните на этот снимок:

 

Кошки и другие ушастые фигуры в облаках. Фотосъемка облаков зеркалкой

 

В середине - две кошки. Одна уже встала на все четыре лапы, другая еще сидит. Обе смотрят на белку, которая находится в левой части снимка и смотрит на них. Нельзя не заметит большого зверя справа. Сложно сказать, кто это такой, но у него тоже есть голова с ушами и он явно играет "за кошек". К сожалению пока я менял объектив на телевик у стоящей кошки почти растаяли лапы. А были они очень явные, поэтому я и решил сделать снимок.

Вывод: на фотосессии с облаками не мешкайте. Облака - еще более капризные модели, чем дети и животные, не говоря уже о невестах. 

 

как фотографировать вечерние облака зеркалкой

 

По мере того, как становится темнее и темнее, фотографировать облака становится все сложнее. Причина очень простая. Света становится все меньше и приходится делать одно из трех. Или раскрывать шире диафрагму, позволяя попадать на матрицу большему потоку света. Однако у диафрагмы есть свой предел, достигнув которого далее на этот метод мы полагаться не можем.

Еще можно сделать более длинной выдержку. Однако с увеличением длительности выдержки мы сталкиваемся с необходимостью использования штатива. Иначе наши фотографии будут смазаны. Причем, на маленьком экранчике самой фотокамеры мы этой мази скорее всего не увидим и будем продолжать портить снимки в полной уверенности, что все получается замечательно. Застрелиться захочется уже потом, когда утром мы скачаем отснятые фотографии вечерних облаков в компьютер и поймем, что безнадежно испортили самые красивые кадры.

Есть один хитрый прием, который отчасти может помочь Вам в вечерней съемке. Если Ваш фотоаппарат поддерживает эту функцию, снимайте сериями: установили режим серийной съемки, прицелились, вдавили кнопку спуска и не отпускаем, пока аппарат не сделает три-пять снимков. 

Зачем? Просто потому что во время нажатия кнопки Вы немного двигаете камеру, как бы не старались держать ее неподвижно. Поэтому одиночный кадр может и не получиться. А вот если Вы нажали и держите кнопку спуска, есть некоторый шанс, что второй-третий или даже четвертый снимок могут получиться нормально. Ведь в это время Вы просто держите камеру неподвижно с намертво зажатой кнопкой.

этот снимок сделан с выдержкой 1 секунда без штатива. Локти фотографа упирались в пооконник

Этот снимок сделан с выдержкой 1 секунда без штатива. Он был пятым в серии.
В качестве опоры для локтей фотографа служил подоконник.

 

Если у Вас есть штатив, то это здорово. Но, тем не менее, злоупотреблять длинными выдержками все равно не стоит. Дело в том, что облака только выглядят неподвижными. На самом деле каждую секунду они движутся и, установив выдержку, скажем, 5 секунд, вы снова начнете портить кадры. Все объекты а снимке получатся резкими, а облака -  размазанными.

Третий вариант, как можно продолжить вечерне-ночную съемку - увеличивать чувствительность матрицы. Это самый последний шаг, на который приходится идти фотографу, если все остальные способы уже не дают результата. Всем известно, что при увеличении чувствительности матрицы возрастают так называемые цифровые шумы. Все изображение покрывается точечками, становится зернистым и некрасивым.

От цифрового шума не застрахован ни один, даже самый распрофессиональный фотоаппарат. Но особенно это проявляется на недорогих компактных камерах. Меньше на зеркалках. Еще меньше на так называемых "полноматричных" зеркалках. Например, имея Canon EOS 5D MarkII я могу позволить себе роскошь установить ISO 1600 и иметь при этом сравнительно чистый бесшумный кадр.

На более высоких значениях чувствительности шум начинает проявляться.

 

фотография Луны за облаками. Чувствительность ISO 6400

Фотография Луны за облаками. Canon EOS 5D MarkII. Чувствительность ISO 6400

 

Конечно, здесь не помешал бы более светосильный объектив, однако стоят они недешево и не каждый фотограф может его себе позволить. Обычным новичкам или продвинутым любителям фотографии пока приходится мириться с тем, что современная техника любительского уровня не позволяет делать превосходные ночные фотографии без шумов и смазывания. Давайте подождем еще лет десять. Возможно, к тому времени станут реальностью не только гигапиксельные матрицы в любительских фотокамерах, но и простая ночная съемка без штативов и длинных выдержек.

В качестве утешения предлагаю Вам взглянуть на эту фотографию. Просто удивительно, сколько на самом деле интересного на поверхности Луны:

Большие фотографии Луны. Кратеры на Луне

Приглашаю посмотреть все вечерние фотографии, имеющиеся в галерее сайта.