Объектив Canon EF 100-400 mm f/4.5-5.6 L IS USM, который я приобрел совсем недавно, стал воплощением моей давней мечты о съемках с очень большим фокусным расстоянием. Фотосъемка с большим фокусным расстоянием позволяет снимать объекты не приближаясь к ним. Имея такой объектив, я могу, например, сфотографировать герб Нижнего Новгорода на шпиле здания госбанка настолько близко, как будто стою рядом, в непосредственной близости от него и могу при желании дотронуться до герба рукой.
Ранее у меня был опыт пользования длиннофокусными объективами. Но это были объективы, встроенные в цифровые мыльницы. К сожалению, они не давали той цветопередачи, четкости в деталях, которую так хотелось бы получить.
Совсем другое дело - Canon EF 100-400! На дальнем конце достигается фантастическое приближение практически без потери качества картинки, замыливания углов, появления геометрических искажений и прочих прелестей обычной оптики.
В самый первый момент, признаюсь, я был несколько удивлен тем, как приходилось менять фокусное расстояние. Если на обычном объективе есть колесо, вращая которое Вы раздвигаете линзы, то здесь приходится двигать переднюю часть объектива вперед вручную.
С одной стороны это не очень-то привычно и поначалу показалось неудобным. Однако есть и положительная сторона. Смена фокусного расстояния можно выполнять настолько быстро, что успеваешь сфотографировать то, чего раньше просто не успевал из-за медленного Zоома мыльниц. Это очень полезно при репортажной съемке, где времени на раскачивание никогда нет. Еще я прочувствовал это удобство тогда, когда однажды успел сфотографировать белку, прыгнувшую на голову одному из участников экскурсии в Турции. Никто не успел этого сделать, а я снял ее довольно крупно и весьма своевременно, поскольку в следующий момент ее спугнули крики восторженных туристов.
Конечно, большое фокусное расстояние, да еще в сумерках или ночью, когда приходится устанавливать довольно длительные выдержки, требует установки камеры на штатив или другую неподвижную опору. Иногда я даже ловил себя на том, что смазываю снимки, снимая с выдержкой 1/30.
Разумеется в объективе имеется стабилизатор. Причем он может работать в двух разных режимах. Первый - обычный. Он ощутимо сглаживает дрожание рук, которое при самом большом фокусном расстоянии становятся просто пугающими. Как бы Вы ни старались держать камеру неподвижно, изображение "гуляет" в видоискателе и значительно погасить это колебание удается только встроенному стабилизатору.
Второй режим стабилизатора - для съемки подвижных объектов. Например, это может быть проезжающая мимо автомашина, проплывающий катер, пролетающая птица. Объектив четко "выхватывает" движущийся объект, сфотографированный с проводкой из остального неподвижного пейзажа.
Стоит упомянуть о том, что глубина резкости на большом фокусном расстоянии становится все меньше, что позволяет получать фотографии с выраженным передним планом и совершенно размытым задним. Таким образом можно акцентировать внимание на каком-то обпеделенном объекте съемки за счет размытия остальных.
Можно было бы еще долго рассказывать о преимуществах объектива Canon EF 100-400, однако стоит упомянуть и о недостатках.
Первый - непомерно высокая цена. Конечно, за качество и удовольствие приходится платить, однако если Вы не занимаетесь фотосъемкой на продажу, а фотографируете в основном "для себя", то объектив никогда не окупится и позволить его себе может только весьма состоятельный и увлеченный любитель. Профессионалы, конечно, достаточно быстро вернут себе деньги, потраченные на объектив, поскольку стоимость профессиональных фотоуслуг немалая.
Вторая проблема - большой вес. Это объектив не для дамской сумки. Его вес составляет около полутора килограммов. Чтобы снимать им долгое время, требуется определенная тренировка и физическая подготовка. Я даже слышал историю, что такой же объектив выломал переднюю часть камеры Canon EOS 450D, когда фотограф взял его за тушку одной рукой. Так что - будьте осторожны.
Третий минус - пыль, которая скапливается на внутренней линзе. Мне повезло - мой экземпляр объектива свободен от такого недостатка. Однако приходилось видеть объектив такой же конструкции, на внутренней линзе которого имелось достаточно много пылинок. И пусть они, конечно, не очень-то влияют на качество снимков, все же хотелось бы видеть оптику чистой.
Первые два недостатка можно считать субъективными, поскольку можно и деньги накопить и мышцы подкачать. Что касается третьего - это большая лотерея.
Подводя итог сказанному, хочется выразить мысль о том, что по сравнению со всеми предыдущими объективами, которые я когда-либо использовал, объектив Canon EF 100-400, пожалуй, один из самых продвинутых аппаратов. То качество снимков, которое он обеспечивает и те возможности, которые он предоставляет фотографу, думаю, вполне стоят тех денег, которые за него спрашивают.