Инверсионные следы самолетов в небе. Как их фотографировать

 

как фотографировать инверсионные следы от самолетов в небе

Несколько дней назад моя плановая работа оказалась под угрозой срыва. То есть, после обеденного сна я занял место за рабочим столом с намерением продуктивно поработать. Однако высшие силы решили, что мне гораздо лучше заняться фотоохотой за гражданскими самолетами. Их трасса с запада на восток и обратно проходит почти как раз над моим домом, так что вместо того, чтобы заниматься делами я то и дело хватал фотоаппарат с длиннофокусным объективом и фотографировать следы самолетов в небе. Некоторые фотографии получились весьма занятными, да и опыт некоторый наработался. Так что, если вам интересна эта тема, присаживайтесь поудобнее и давайте начнем.

 

Думаю, мне стоит сразу немного вас расстроить. Для съемки самолетов в небе и, собственно, их следов, требуется телеобъектив. Некоторые компактные фотоаппараты сейчас имеют объективы с очень-очень длинными фокусными расстояниями. Например, фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 имеет 30-кратный (!) зум. Если нажать на ее рычажок, то, кажется, "наезд" длится бесконечно. Когда заканчивается оптический 30-кратный зум, включается "интеллектуальный", который приближает картинку еще вдвое ближе. С одной стороны это очень здорово - практически у вас в руках миниатюрный телескоп с возможностью фотосъемки:

пример съемки фотоаппарата Sony DSC-HX50

 

Однако владельцы таких суперзумов не понаслышке знают, что такое "мыльные" фотографии и цифровой шум. Дело в том, что такие объективы практически никогда не дают одинаково хорошую чистую и четкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний. 

Поэтому вам придется мириться с тем, что фото будет получаться очень далеким по качеству от того, что может предложить цифровая зеркалка с хорошим длиннофокусным объективом. Все фотографии в этом обзоре сделаны полноматричной зеркалкой Canon EOS 5D MarkII с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM. Это далеко не компактная и тяжелая конструкция пока дает более качественную картинку, чем любой компактный фотоаппарат. 

Подозреваю, что у вас пока может и не быть подобной техникии, однако в свое время я разорился и купил ее именно после прочтения подобных статей и разглядывания примеров фотографий. Возможно и вы в самом ближайшем будущем сделаете такой же шаг и, надеюсь, не пожалеете об этом.

Все началось с того, как я увидел, что два самолета летели практически параллельными курсами. Совсем близко друг к другу. Думаю, их пассажиры видели друг друга в иллюминаторы. Но вдруг что-то случилось и самолеты начали разлетаться в разные стороны. 

 

фото следов самолетов в небе

 

Не дожидаясь, пока они отдалятся друг от друга на большое расстояние, я сделал первый снимок. Благо фотоаппарат с присоединенным телеобъективом был практически под рукой. 

После этого я начал более часто поглядывать в окно. В тот день самолеты летали очень часто и мне удалось нащелкать немало интересных кадров:

 

 

Некоторые следы со временем превращались в причудливые белые загогулины.

Теперь хотелось бы поделиться опытом подобных съемок. Некоторые советы, думаю, будут неуместны. Вы ведь и сами не первый день снимаете. Но для новичков они могут быть весьма полезными. Поэтому прошу профи на меня не обижаться за излишнюю подробность изложения.

1. Матрица фотоаппарата должна быть чистой

При съемке обычных сцен пыль на матрице цифрового фотоаппарата иногда совершенно незаметна. Она просто теряется в пестроте самого снимка. Однако, если мы хотим получать красивые качественные фотографии неба, матрица должна содержаться в стерильной чистоте.

Этого к сожалению нельзя сказать о моей матрице. Если присмотреться можно легко заметить небольшие серые пятна. Это мельчайшие пылинки на матрице. Они будут у на матрице в любом случае, мы живем не в вакууме, но надо стараться не доводить их количество до абсурда. Кстати, если вы считаете, что пыль на матрице это "беда" только зеркальных фотоаппаратов, ошибаетесь. В некоторых компактах из-за непродуманности конструкции пыль тоже попадает на матрицу. 

Но если в зеркалках ее можно без особого труда удалить, то в случае с компактными фотоаппаратами эта проблема может быть решена только в сервисном центре. За отдельную плату разумеется.

2. Не фотографируем через стекло

Признаюсь, несколько раз я поленился открыть окно, за что и поплатился. Обратите внимание: на некоторых снимках перед самолетом имеется некая белая область - как будто отражение инверсионного следа. Это и есть отражение. Когда в оконном блоке три стекла, то при съемке через них каждое вносит небольшое искажение. В результате мы видим картинку несколько размытой. Но это полбеды. Главная проблема - фантомные повторы ярких объектов.

Гораздо более это выражено при ночной фотосъемке, когда каждый огонек на улице дублируется три раза:

 

съемка через стекло

 

При дневной съемке это заметно меньше, но все равно заметно. Поэтому не ленитесь открыть окно для получения идеального кадра.



3. Не ленимся фотографировать

Когда-то давно я уже писал, что главный враг фотографа - это лень. Иногда мы видим что-то интересное, но утешаем себя, что можем сфотографировать это когда-нибудь потом. Признайтесь, с вами же тоже такое бывает.

4. Снимаем в формате RAW 

Если бы вы увидели исходные варианты тех фотографий, которые я представил выше, то никогда бы не поверили, что снимки сделаны профессиональным фотоаппаратом. 

 

 

После съемки эти фотографии надо обрабатывать, чтобы придать им большую реалистичность. Вот тогда некоторые очень жалеют, что забыли включить функцию съемки в RAW. Именно этот формат позволяет "вытягивать" казалось бы безнадежные фотографии.

5. Учимся обрабатывать фото в Adobe Lightroom

Эта чудесная программа не перестает удивлять все новые и новые поколения фотографов. Если обработать исходные фото в данной программе, они становятся более красочными, живыми. Можно осветлить тени или наоборот затенить то, что получилось слишком светлым. Одним словом, программа Adobe Lightroom позволяет доводить фотоснимки до совершенства. Естественно, сам фотоснимок должен быть сделан как следует. Иначе никакой редактор не поможет.

Напоследок хочу показать снимок, на котором самолет судя по его следу развернулся и полетел в обратную сторону. Хочется надеяться, что пилот просто забыл свой мобильный телефон в комнате отдыха экипажей в аэропорту, и решил вернуться за ним.

 

след самолета на вечернем небе. самолет развернулся


Ссылки на статьи, которые встретились в тексте:

Формат RAW и его отличия от формата JPEG

Как фотографировать лучше? Главный враг фотографа

За что я люблю Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L

Объектив Canon EF 100-400 mm f/4.5-5.6 L IS USM. Впечатление, отзыв