Красивые фото цветов. Как их фотографируют?

Как фотографировать цветы. Красивые фото цветов своими рукамиКрасивые фотографии цветов наверное никого не оставляют равнодушными. Их ищут в интернете, их печатают в большом формате и вешают на стену, их используют как фон для разворотов фотокниг, украшения рабочего стола компьютера и... ими просто любуются. Фотографировать цветы на первый взгляд очень просто. Они не убегают, не отворачиваются, не строят рожи во время съемки (кроме, может быть, анютиных глазок :). Кажется достаточно просто подойти к клумбе, расчехлить фотоаппарат и тут же наснимаешь шикарных кадров. Почему же при просмотре полученных снимков нам иной раз хочется выкинуть их в урну, поскольку только там им и место?

Эта статья поможет вам понять, как вообще нужно фотографировать цветы, что для этого потребуется, в каких условиях получаются самые интересные и выразительные снимки. Прежде чем начать, хотелось бы отметить, что в любом деле может быть достигнут абсолютно идеальный результат, может быть он будет очень хорошим, вполне приемлемым, нормальным, ниже среднего и, как говорят некоторые товарищи, полным отстоем. Мы с вами посмотрим, что потребуется, чтобы получать вполне приемлемый и очень хороший результат.

До абсолютно идеального мы, наверное, все таки не дотянемся, поскольку для этого надо иметь и технику несколько другого плана, чем у нас, и опыт работы посерьезнее. Не помешает увесистый чемодан с объективами-фиксами, штатив и конечно же неисчерпаемый набор всевозможных фильтров. Прибавьте к этому денек-другой совершенно свободного времени, чтобы не торопясь, обстоятельно поснимать один и тот же цветок в разных вариациях, условиях освещения. Тогда мы отберем из пары-тройки сотен вариантов тот один-единственный шедевр, который можно будет продать за дорого и иметь возможность не стесняться в средствах и продолжать творить дальше.

Боюсь, что такой идеальный вариант нам пока не по-карману, так что давайте не будем гнушаться очень хорошими фотографиями цветов, а как их получить, я и попробую вам рассказать.

 

 

Что нужно для съемки цветов

В самом простейшем случае нам потребуется сам цветок и дешевый мобильник. Ну и компьютер, чтобы потом посмотреть, чего мы там наснимали. Очень надеюсь, что вас не устроит результат, который можно получить при таком наборе средств. Иначе вы не начали бы читать эту статью.

Если говорить о недорогом компактном фотоаппарате, то стоит отдать предпочтение тому, у которого имеется так называемый "большой зум", потому что, как мы скоро выясним, цветы лучше фотографировать с большого расстояния приблизив их трансфокатором. Однако у компактов есть свои минусы - довольно шумная матрица, слабенькая оптика.

Самый лучший на мой взгляд вариант - зеркальная фотокамера (или беззеркалка) с большой матрицей (не в мегапикселях, а миллиметрах), и хороший длиннофокусный объектив.

Конечно вы можете возразить, сказав, что и обычной мыльницей вполне можно делать отличные фотографии цветов. Я ни в коем случае не хотел бы вам возражать. Просто в этой статье я описываю свой собственный подход к делу. У вас может быть другой. Я же не говорю, что я великий гуру в фотографии и вам обязательно делать так, как я напишу.

Давайте посмотрим несколько типичных примеров фотографий, сделанных разными фотокамерами в разных условиях съемки.

 

Давайте посмотрим на фотографии цветов

 

 

Эту фотографию мальв я в свое время сделал планшетом Samsung. Просто сидел во дворе одного дома, ждал, когда выйдет мой знакомый, увидел эту великолепную клумбу и решил сфотографировать. Но поскольку сколь-нибудь серьезного фотоаппарата с собой не оказалось, пришлось снимать тем что было.

Сразу скажем, продать эту фотографию, или использовать ее самому для какой-то серьезной работы нельзя. Слишком зернистая она получилась, слишком велика глубина резкости. Посмотрите: и цветы на переднем плане и какие-то здания, находящиеся метрах в трехстах за ними, вышли одинаково четко. Надеюсь, вам не нужно рассказывать о том, что размытый задний план иногда очень здорово украшает фотографию. Здесь нет ни малейшего намека на размытие. А все почему? Правильно! Слишком короткое фокусное расстояние.

Да и цифровой шум крошечной матрицы планшета (как и мобильного телефона) здорово портит картинку:

 

качество фотографии цветов, сделанной планшетом

 

В лучшем случае эту картинку можно использовать в личном блоге или напечатать в газете - там все равно качество печати невелико.

Есть еще одна вещь, которая существенно ограничивает возможности планшетов и мобильных телефонов в плане художественной фотосъемки вообще и цветов в частности. Взгляните на этот снимок:

 

узкий динамический диапазон матрицы планшета. Светлые объекты становятся белыми

 

Его сложность в том, что в кадре одновременно присутствуют и очень темные области (листья кустов на заднем плане) и очень светлые (освещенные солнцем листья и участки коры на переднем плане). К сожалению небольшие по размерам матрицы планшетов и, кстати, недорогих компактных камер тоже, грешат тем, что они не могут одинаково хорошо "прорисовать" и светлые и темные области фотографии. В данном конкретном случае относительно хорошо получились темные области. Просто их было больше на снимке и автоматика сделала соответствующую поправку. В результате светлые листья оказались здорово пересвеченными - почти белыми. Справиться с такими суперконтрастными сценами может только фотопленка или, может быть, полноразмерные матрицы профессиональных цифровых фотоаппаратов.

Можно конечно найти некую сбалансированную сцену, где светлые листья или цветы будут находиться на светлом же фоне, но тогда пропадает эффект контраста, который так украшает фотографию.

Одним словом, давайте договоримся, что мы не будем делать попыток снять идеальную фотографию цветов (и не только) айфоном или другим мобильным устройством. Бывают конечно ситуации, когда лучше сделать хоть какую-то фотографию события, интересного объекта, чем вообще никакой. Но до качества шедевра такие фотки как правило не дотягивают.

Чуть лучше обстоит дело с фотографированием цветов компактными фотокамерами. Не смотря на то, что матрица компакта слишком мала, чтобы совершенно не "шуметь", трансфокатор уже дает нам надежду получить слегка размытый фон. Если вооружиться более дорогим компактом с бОльшей матрицей, то с размытого фона исчезает мерзкое зерно цифрового шума. Оно особенно заметно именно на гладких размытых участках фотографии. Но чем больше матрица (в миллиметрах) у вашего фотоаппарата, тем меньше она шумит. Вот пример фотографии цветов, сделанных цифровым компактом Sony DSC RX100

 

фотографии розовых роз на фоне зеленой травы

Если сравнить эту фотографию с предыдущей, которая с мальвами, то разница получается уже достаточно существенная. Тем не менее, даже с бОльшей матрицей и отсутствие шума на размытом фоне мы сталкиваемся с другой проблемой: широты динамического диапазона фотокамер не хватает, чтобы прорисовать и светлые и самые темные участки одинаково хорошо. Вот яркий пример. Фотография сделана цифровой беззеркальной камерой Olympus Pen E-PM2:

 

фотография цветка на темном фоне

 

Обратите внимание на пересвеченные абсолютно белые бутоны левого цветка. Этого не должно быть в очень хорошей фотографии. Возможно нам поможет режим съемки HDR.

Вот две фотографии одного и того же цветка.

Первый снимок сделан в обычном режиме:

 

Фото цветов, сделанное в обычном режиме

 

второй в режиме HDR, то есть камера последовательно делает два-три кадра и склеивает их в единое изображение:

 

Фото цветов, сделанное в режиме HDR

 

Сложно не заметить, что второй фотоснимок более мягко передает реальную картинку. Фоновое изображение стало более светлым, даже в тени можно угадывать детали, которые на верхнем снимке вовсе не читаются. Сами розы тоже стали выглядеть более реалистично. Сведены к минимуму пересвеченные области, точнее передается цвет.

Таким образом, использование режима HDR - это некое спасение, панацея, помогающая преодолеть ограничения динамического диапазона матрицы и давать более реалистичную картинку. 

Однако позвольте мне добавить ложку дегтя в бочку меда. HDR хорошая штука, но в безветренную погоду :). Обратите внимание (да вы уже и сами наверное заметили): в правой части фотографии изображение как будто бы двоится. Оно не просто размазано, нет. В очертании цветка и отчасти стебля явно присутствует второй контур. Самое удивительное, что ближняя к нам часть букета совершенно четкая. Почему?

Правильно - во время съемки дует ветер. Цветы хоть и незначительно, но все же раскачиваются. Поэтому, когда фотоаппарат делает несколько кадров подряд, движущийся объект запечатлевается в каждом кадре на новом месте. Потом, когда сама камера или специальная программа начинают склеивать такие фотографии, она не может решить эту проблему. В результате движущиеся объекты начинают двоиться, а то и троиться - в зависимости от режима съемки.

Так что еще одно правило съемки цветов: фотографировать цветы в режиме HDR лучше в безветренную погоду (и желательно со штатива).

Еще одна проблема с ветром: сложность фокусировки на конкретный цветок. Если они постоянно раскачиваются, то запросто может случиться так, что в фокусе окажется совсем не тот объект, который вы хотели сфотографировать:

 

фотографии цветов - проблемы с фокусировкой на ветру

 

Положение спасает фотоаппарат с очень быстрой фокусировкой. К сожалению мыльницы на такое почти не способны.

 


Выбор фона для съемки цветов

Если фотографировать цветок на клумбе на фоне других таких же цветов, то, сами понимаете, результат получится вполне обычный:

 

фотографии желтых цветов на клумбе

 

Какой именно цветок имелся здесь в виду? Наверное тот, что обведен красным кружком. К сожалению он совершенно теряется на фоне своих собратьев. В то же время если бы сосредоточиться на кусте, обведенном зеленым кругом, расположенном на фоне более темной листвы, взять его покрупнее используя телеобъектив, то картинка была бы интереснее. Мы должны понимать: люди при просмотре наших фотографий хотят увидеть необычные вещи. Такую желтую клумбу видели наверное все. А вот как устроен отдельно взятый цветок... Вот бы рассмотреть его в деталях! 

Даже если не удается выхватить одно конкретное соцветие на фоне ему подобных, можно поиграть глубиной резкости и замылить то, что должно являться фоном:

Примеры фотографий клумб:

Обычный снимок. Так и представляю себе какую-нибудь тетушку или дяденьку с мыльницей, которая(ый) наклонилась (ся) над клумбой и щелкнул(а) эти цветы на память:

фотографии мелких сиреневых цветов на клумбе. вид сверху

 

Они конечно красивые, но фото получилось ОБЫЧНОЕ. 

Потом приходит фотограф и снимает вроде бы ту же самую клумбу с цветами, но почему-то картинка у него почему-то получается интереснее:

 

Фотография цветов на клумбе. Размытый фон

 

То есть даже на общем монотонном фоне можно заострить внимание зрителей на каком-то конкретном цветке.

Как сделана эта фотография? Фотограф не просто навис над клумбой с мыльницей, а прикрепил к своему фотоаппарату (зеркальному) длиннофокусный объектив, отошел подальше от клумбы (чтобы размытие фона было лучше), возможно, присел или даже лег на грунт. Пусть толпа вокруг оглядывается и показывает пальцами. Зато снимок получается более интересный.

Однажды мой брат, известный фотограф Артем Кашканов, заснял меня за фотографированием растений. Вот взгляните, как комично это выглядело - в такие моменты вспоминаю себя с автоматом на огневом рубеже ):

 

как фотографировать цветы. Фото Артема Кашканова

Фото Артема Кашканова (а то он всегда ругается, если я не укажу авторство :)

 

И вот что получилось:

 

 

фото травы - общий вид

 

Если есть такая возможность, выбирайте как можно более контрастный фон для цветов. Знаете, есть такое понятие как теплые и холодные цвета (если хотите поищите в интернете статью на эту тему). Считается, что при разработке дизайн проектов их нельзя использовать вместе. Это считается ошибкой. Но природа не делает ошибок! То, что в дизайне недопустимо, в фотографии выглядит очень и очень здорово. Посмотрите как выглядит теплый объект на холодном фоне:

 

ветка цветущего кустарника на фоне воды

 

Если бы можно было выбрать точку съемки чуть выше, например, встать на табуретку у бассейна, то ветка была бы целиком видна на фоне синей воды. Это выглядело бы еще лучше. 

Еще один пример:

фотография красного цветка на синем фоне

 

Прошу прощения за недостаток фокусировки, здесь я хотел показать, как смотрятся такие композиции.

 

Какой объектив лучше использовать для съемки цветов

Наверное вы знаете, что объективы бывают разные в плане фокусного расстояния. Вообще считается, что фотосъемка цветов очень похожа на съемку портретов. То есть оптимальное фокусное расстояние объектива начинается от 100 миллиметров. Если у вас есть объектив, например 70-200 или что-то в этом роде, фотографии будут получаться более интересные, чем, например, с широкоугольного объектива, который притащит в кадр много лишнего, например, угол теплицы, бочку для воды, баню на заднем плане и т.д.. 

С большим фокусным расстоянием можно отойти от цветка подальше, приблизить его трансфокатором чтобы посильнее размыть задний план. Снимая длиннофокусным объективом можно получать довольно крупные соцветия на снимке не беспокоясь о каких-то искажениях:

 

фото желтого цветка и бутона на зеленом фоне

 

Эта фотография сделана с расстояния примерно 5 метров с фокусным расстоянием 400 мм.

С другой стороны хотелось бы сказать несколько слов в защиту широкоугольных и особенно сверхширокоугольных объективов. Их еще называют Рыбий глаз. Если проявить немного фантазии, то и они дают удивительные и необычные фотографии цветов:

 

необычное фото цветов, сделанное объективом Рыбий глаз

 

Фотоаппарат просто лежал на земле и был направлен объективом вверх. Вы тоже можете попробовать сделать подобное фото установив самое маленькое фокусное расстояние на своем объективе. Однако для идеального результата конечно потребуется Рыбий глаз.

 

Постановочные фотографии цветов

Теперь переходим к самому интересному - постановочной съемке цветов.

Для начала давайте посмотрим на эту фотографию: 

фотография цветов на клумбе под солнечным дождем

 

Да это же грибной дождь, скажете вы. Надо просто взять зонтик и идти в сад фотографировать цветы на клумбе. На самом деле никакой это не дождь. Будучи на даче мы с братом фотографировали цветы и вдруг его осенило. Он взял обычный садовый оптыскиватель, наполнил его водой и начал брызгать им на растения. Причем брызгать надо не прямо на цветы, а вверх под углом около 45 градусов. Тогда капли падают действительно как будто бы сверху как при обычном дожде:

 

как создать иллюзию грибного дождя при фотосъемке цветов

 

Можно снимать крупные планы:

 

фотография цветов под грибным дождем. крупный план

 

Важно правильно выбрать длину выдержки. Капли летят достаточно быстро и при короткой выдержке оставляют на фотографии светлые штрихи. Действительно можно подумать, что идет дождь. Если выдержку сделать короче, то рисочки дождя тоже будут короче. В конце концов можно установить очень короткую выдержку и тогда вы увидите на фото просто капельки воды, но они будут мелкие и будет непонятно, что это вообще такое. 

Если выдержку делать длиннее, то и линии будут длиннее. Здесь важно соблюсти принцип разумной достаточности, иначе фотография может выглядеть так:

 

фото цветов на клумбе под дождем. длинная выдержка

 

По моему скромному мнению короткие штришки выглядят лучше, хотя у вас, разумеется, может быть на этот счет свое мнение. Главное - во время съемки сразу просматривайте получающиеся фотографии и корректируйте длительность выдержки. Для организации таких съемок вам конечно же потребуется помощник, который будет лить воду из опрыскивателя.

Напоследок хочется показать несколько фотографий мокрых цветов и яблок. Если вы обольете растения водой, то оно будет выглядеть намного интереснее, чем сухой вариант. Сделать это совсем несложно, а результат получится весьма занятный:

 

цветок с каплями воды

 

яблоки с каплями воды

 

На этом позвольте мне закончить это длинное повествование. На прощание давайте сформулируем несколько правил фотосъемки цветов:

  • цветы лучше снимать в безветренную погоду,
  • используйте длиннофокусный объектив,
  • старайтесь использовать фотоаппарат с большой матрицей,
  • внимательно выбирайте ракурс чтобы у цветка был удачный фон,
  • снимайте в режиме HDR когда это возможно,
  • используйте воду днем и локальную подсветку ночью, чтобы получить более интересные снимки,
  • старайтесь найти необычное в обычном.

На этом все. Успехов в фотосъемке!


Ссылки на статьи, которые встретились в тексте:

Как сделать размытый фон на фотографии

Как сделать размытый фон на уже существующей фотографии

Как выбрать фотоаппарат - 1. Цена. Размер матрицы

Мой личный блог

Sony DSC-RX100 - лучший компактный фотоаппарат. Отзыв. Обзор

Как фотографировать лучше? HDR поможет!

Фишай. Зенитар - М2,8/16. Рыбий глаз - Fisheye - Фото

Объектив Зенитар - М2,8/16. Секреты удачной съемки рыбим глазом

Правильная выдержка. Установка выдержки. От чего зависит выдержка?

Фотосайт Артема Кашканова

Галерея Фото цветов