Как фотографировать правильно: со вспышкой или без?

как фотографировать правильно: со вспышкой или без вспышки

Поводом для написания этой статьи стало наблюдение за тем, как люди фотографируются в вечернее время, когда уже достаточно стемнеет. Находясь на отдыхе я вижу эти сцены постоянно. Представьте себе - какая-нибудь тетенька встает на фоне пальмы, а другая фотографирует ее со вспышкой, практически в упор. Потом они обе восхищаются фотографией глядя на экранчик и довольные идут дальше. Видел я эти фотографии - ужас! Давайте разберемся, как все таки фотографировать вечером: со вспышкой или без нее. А если все же со вспышкой, то как фотографировать правильно?

 

Для начала разберемся, что из себя представляет портрет человека, снятый практически в полной темноте (уличные фонари не в счет) с применением встроенной вспышки. Для начала моделируем сцену: полная темнота или поздние сумерки, человек встает у пальмы, или кипариса, или другого экзотического растения. Другой человек фотографирует его с расстояния примерно полтора метра с применением встроенной вспышки.

Может быть и у вас есть такие фотографии? Обычно лицо человека получается очень пересвечено (если только этот человек не является представителем негроидной расы или очень сильно загорелый). На совершенно белом лице остались только глаза, робкий намек на ноздри и такой же невыразительный рот. Зато растение на заднем плане обычно получается очень хорошо. Яркий сочный зеленый свет - это немного сглаживает омерзение от любованием собственным мертвенно белой физиономией. 

Еще ужаснее получаются фотографии, если человек стоит на фоне пустоты. Например - на улице города, на фоне далеких гор и т.д. Тогда уже ничто не может спасти изображение, поскольку лицо на такой фотографии получается жутко пересвеченным, фон - совсем темным.

фотография в темноте со вспышкой


Ну что? Есть у вас такие фотографии? Ну не у вас, так у ваших знакомых? Не хвалились ли они перед вами своими снимками на фоне ночной пустыни в Египте или на экскурсиях в пещере?

Давайте разберемся, как навсегда забыть о данной проблеме при фотосъемке со вспышкой.



Как фотографировать со вспышкой днем?

А зачем нам днем вспышка? - спросите вы. Действительно: ведь освещение итак хорошее - яркое солнце, пальмы, море, или белые стены известного на весь мир Памуккале. 

Однажды, когда я был на Памуккале (Турция), фотографировал пару англичан их фотоаппаратом и по привычке включил вспышку. Когда снимок был сделан, вежливый англичанин подошел ко мне, и, цокая языком, утопил вспышку в корпус фотоаппарата, попросил меня снять их еще раз но уже без вспышки. Я не перечил и сделал еще один снимок.  Потом просто предложил сравнить оба (with flash and without one) снимка и заслужил "большой палец" за свой вариант съемки. 

В качестве примера покажу вам две фотографии. Думаю, даже без подписи вы вполне сможете понять, какой из снимков сделан с применением вспышки, а какой без нее.

портрет на фоне пейзажа без вспышки
портрет на фоне пейзажа без вспышки

портрет на фоне пейзажа со вспышкой
портрет на фоне пейзажа со вспышкой

Зачем включать вспышку днем? Дело в том, что если фон, на котором вы фотографируете человека, достаточно светлый (морской пейзаж, белые стены города и т.д.), особенно если вы снимаете против солнца и лицо человека оказывается в тени, автоматика фотоаппарата настроится именно на фон, поскольку он занимает на фото наибольшую площадь. Лица людей, которых вы фотографируете, получатся слишком темными. 

Даже если перевести фотоаппарат в ручной режим и добиться нормального вида лиц, фотография все равно будет неудачной, поскольку фон станет слишком светлым, иногда вообще белым.

Дело может усугубиться тем, что на голове человека может быть надета кепка, шляпа, одним словом лицо может находится в тени.

Если вы хотите научиться фотографировать как следует, не забывайте включить вспышку при съемке в яркий солнечный день. Вспышка подсветит темные лица, скрытые от солнца полями шляпы, но не окажет никакого воздействия на фон (он ведь очень далеко).

Как снимать ночные портреты со вспышкой

Как вы понимаете, ночью без вспышки вообще невозможно сфотографировать портрет, если не прибегать к специальным уловкам профессиональных фотографов, писать о которых здесь не стану - это предмет обсуждения в отдельной статье.

Если "не заморачиваться" и просто "шлепнуть" портрет со вспышкой в упор, то получится результат, который мы уже обсуждали ранее. 

Самый простой способ сфотографировать нормальный портрет ночью или поздним вечером - это отойти от человека на несколько метров, приблизить его зумом фотоаппарата и снимать. Конкретное расстояние не все случаи жизни, как вы понимаете, указать невозможно: фотоаппараты бывают разными, условия съемки тоже.

Смысл такого "отхода" от модели состоит в том, что как бы ни была сильна вспышка фотоаппарата, она все равно действует на определенное расстояние. Чем дальше объект съемки, тем слабее он освещается вспышкой. Если бы не было такого затухания, то у нас получались бы освещенными не только лицо человека на переднем плане, но и горы на расстоянии нескольких километров от него. Согласитесь, так быть не может.

Именно на этом затухании света вспышки мы и построим нашу стратегию ночной фотосъемки портрета.

Попробуйте сделать несколько снимков человека подряд, каждый раз отходя от него на один шаг. Потом посмотрите, на каком расстоянии лицо человека перестало представлять из себя пересвеченный белый блин с провалами вместо глаз. Это и будет вашим оптимальным расстоянием до объекта съемки в темноте.

Однако, имейте в виду тот факт, что даже в автоматическом режиме некоторые камеры могут ослаблять или наоборот усиливать интенсивность вспышки, не говоря уже о том, что ее мощность можно регулировать вручную. Почитайте инструкцию к фотоаппарату, по возможности установите некую среднюю интенсивность вспышки и работайте с ней постоянно.

Как проработать задний план при съемке со вспышкой?

Это еще один прием, который в реальной жизни осуществить достаточно трудно, если специально не поставить перед собой цели, сделать отличное вечернее или ночное фото. Не знаю как сейчас, а раньше на Красной площади в Москве можно было увидеть фотографов, предлагающих сделать очень интересные фотографии: и люди на переднем плане видны замечательно (не белые блины вместо лиц), и задний план, то есть сама Красная площадь, Мавзолей, Кремлевская стена и т.д. были прекрасно видны.

Как сделать такую фотографию самостоятельно?

Секрет хороших ночных портретов состоит в том, что используется одновременно длинная выдержка (несколько секунд) и вспышка.

Технология изготовления снимка следующая:

  1. Вы устанавливаете фотоаппарат на штатив (без него ничего не выйдет), или используете какую-то другую неподвижную поверхность, и наводите его на снимаемую сцену.
  2. Вы устанавливаете выдержку длиной в несколько секунд для того, чтобы нормально проработался задний план (длительность выдержки можно выяснить опытным путем заранее без людей в кадре).
  3. Вы включаете принудительную вспышку в фотоаппарате.
  4. Вы устанавливаете значение автоспуска на 2 секунды (вы ведь знаете, что такое автоспуск?)
  5. Вы просите людей, которых собираетесь снимать, занять место на расстоянии примерно 3-5 метров от фотоаппарата. Это расстояние нужно выяснить опытным путем заранее - можно сделать несколько снимков и выбрать тот, где лица людей не пересвечиваются вспышкой.
  6. Вы просите людей не шевелиться в течение того времени, когда затвор будет открыт (простоять совершенно неподвижно несколько секунд может совершенно любой взрослый здравомыслящий не хотящий в туалет человек). 
  7. Вы нажимаете кнопку спуска, фотоаппарат фокусируется на людях в центре кадра и съемка начинается. За время, пока затвор открыт, матрица фиксирует задний план фотографии, освещенный фонарями и прочими искусственными источниками света. Люди при этом получаются как простые темные силуэты. Затем, перед тем как затвор закроется, срабатывает вспышка, освещая людей на переднем плане).
  8. Все, снимок готов!


Здесь стоит упомянуть, что желательно, если только есть такая возможность, установить синхронизацию вспышки по второй шторке... Не понятно? Тогда скажу проще: надо сделать так, чтобы вспышка срабатывала не в момент открытия затвора, а перед самым закрытием. Посмотрите в инструкции к своему фотоаппарату, можно ли так сделать в вашем конкретном случае. 

Не вдаваясь в технические чисто фотографические подробности скажу, что так снимать ночные портреты людей гораздо удобнее. Дело в том, что после срабатывании вспышки при съемке групповой фотографии какая-нибудь тетенька сразу же попрется вон из кадра, решив, что "птичка уже вылетела". Есть такой стереотип в голове людей. С этим ничего не поделаешь, объясняй им хоть сто раз, что после вспышки надо 4 секунды стоять неподвижно. Особенно дело усугубляется тем, когда снимаешь большую компанию в состоянии легкого подпития.

Меня просто самого однажды попросили сделать такую фотографию в Турции. Компания была человек 6 - среди них три развеселые полупьяные пятидесятилетние бабы. Надо было шлепнуть их в упор со вспышкой и все, но я-то, дурак, решил сделать все как следует. Все объяснил, показал где надо стоять и сколько времени не двигаться после вспышки... Как вы думаете, сколько дублей я сделал, перед тем как получить нормальный кадр? 

Правильный ответ - 7! Только на восьмой раз после того как я попросил мужиков вразумить своих пьяных бестолочей ("куда ... поперлась? стой .... спокойно, дура ... , пока тебе не скажут .... , что можно идти ..."), мне удалось сделать нормальный кадр, за который меня потом долго благодарили, предлагая выпить с ними на брудершафт (всю жизнь мечтал!).

Это я все к чему написал? Просто если есть возможность сделать синхронизацию вспышки по второй шторке - сделайте это. Получите нормальный кадр с первого дубля :)

Еще один секрет съемки ночного портрета

Он состоит в том, что на снимающем фотоаппарате вообще не срабатывает вспышка. Подсветка людей на переднем плане выполняется другим фотоаппаратом со вспышкой.

То есть, мы делаем все то же самое, что в предыдущем алгоритме, но перед самым закрытием затвора фотографируем людей другим фотоаппаратом. Снимок с него можно сразу отправлять в мусорную корзину, поскольку там ему самое место. От второго фотоаппарата нам в данном случае требуется только вспышка и больше ничего.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что подсветку другой вспышкой можно вести с любой другой точки, достигая при этом интересного освещения под разными углами.

Попробуйте это на досуге, может быть у вас начнут получаться интересные фотографии, которые раньше вы видели только на стендах фотографов-профессионалов.

Ночная съемка городского пейзажа без вспышки

Эту серию фотографий я сделал в турецком отеле специально для данной статьи. Многие люди фотографировали территорию отеля, причем делали это со вспышкой. Я же снимал и со вспышкой и без вспышки, чтобы иметь возможность сравнить результаты. Итак, давайте смотреть и сравнивать:

 фотография без вспышки - тени пальмовых листьев на тротуаре

Эта фотография возможно, получилась темновата, поскольку сделана без вспышки, однако тени от листьев пальм добавили ей определенный шарм и реалистичность.


фотография со вспышкой - тени пальмовых листьев на тротуаре уже нет, передние листья подсвечены

Здесь мы видим явно пересвеченную на фоне остального изображения совершенно пустую пешеходную дорожку, блестящие листья пальм, стоящих рядом, и совершенную черноту в центре кадра. Решите сами, какой из снимков более передает реальную картинку. 

Далее привожу еще несколько пар фотографий, одна из которых снята с применением вспышки, а вторая - без нее:

У вас, разумеется, может сложиться свое мнение, но я считаю, что фотографии без вспышки более точно отображают реальность, чем те, что со вспышкой. Правда, для того, чтобы снимать без вспышки нужно или увеличивать чувствительность матрицы, что приводит к появлению цифрового шума, или пользоваться штативом и снимать с длинной выдержкой.

Вы, конечно, можете решать сами, как лучше снимать - со вспышкой или без нее. Главное, чтобы в любом случае был соблюден разумный баланс между качеством снимка затратами усилий на его получение.

Instagram

Рекомендованные материалы на сайте для фотографов foto-urok.ru

JoomShaper