Голова пилота. Как правильно снимать портрет

как фотографировать портреты летчиковКаждый раз гуляя по парку, что близ моего дома, я не могу спокойно проходить мимо этой физиономии. На самом деле это верхушка детской карусели, которая называется "аэродром". Там всякие самолетики, вертолетики, которые крутятся вокруг центральной колонны, на вершине которой и установлен этот ... хотел написать бюст, но правильнее будет - голова настоящего асса. Он всегда улыбается, даже в самый лютый мороз. Многие фотографируют эту голову и я тоже время от времени делаю ее снимки.

На примере фотосъемки головы пилота я хотел бы показать вам две типичные ошибки, которые допускаются в подобных случаях. Для начала давайте посмотрим на этот во многом спорный, но достаточно правильный снимок:

фотографирование портретов

Здесь налицо фотосъемка портрета. Для того, чтобы сделать этот снимок я отошел примерно на 20-30 метров и сфотографировал модель с большим зумом (290 мм). В идеале надо было бы отойти еще дальше, но я итак уже уперся спиной в стену сарайчика, в котором находился тир. Еще стоило подняться чуть-чуть повыше, но стремянки с собой не было. В любом случае, если бы это был обычный человек, то его лицо находилось бы примерно на одной высоте с фотоаппаратом, а данный монстр установлен на уровне примерно 2 метра над землей. 

Кстати, если бы мы сняли настоящего человека с такого ракурса, то на фотографии был бы виден второй и даже третий подбородок. Так что съемка портретов людей с низкой точки - занятие явно неблагодарное.

На этой фотографии я подошел совсем близко и смотрел на прославленного асса снизу вверх, как и полагается простому смертному:

ошибки при съемке портрета

Если сравнить эту фотографию с предыдущей, то можно заметить, что первая была как-то мягче, а вторая - гораздо более контрастная. Почему? Первый портрет снят на фоне темных стволов деревьев. Автоматика фотоаппарата выставила значения: диафрагма f/5.9, выдержка: 1/125, ISO 250. 

На втором снимке уже присутствует очень светлое небо. Чтобы не "потерять" его, автоматика установила следующие параметры: f/4.6, выдержка: 1/160, ISO 100. Снимок получился темнее, краски на лице стали ярче, правда, почти совсем потерялись стволы деревьев - они стали почти черными, хотя на предыдущей фотографии на них отлично читалась текстура коры.

Но главное здесь не в этом. Будь у камеры ручные настройки, можно было бы подправить параметры, и все было бы хорошо. Обратите внимание на то, что нижняя челюсть пилота стала как будто бы массивнее по сравнению, например, со шлемом. Будь у него второй-третий подбородок, он был бы вообще на переднем плане. И еще - снимая портрет с точки гораздо ниже уровня глаз модели, мы имеем возможность заглянуть в огромные ноздри. Так и хочется сказать, что этот пилот отрастил себе огромную ноздрю.

Первый вывод - не снимать портрет в упор, тем более с нижней точки.

Вторая идея, которую я хотел бы донести, заключается в том, что такие снимки точно в фас редко получаются удачными. К сожалению, иногда портреты людей для досок почета, помещения на сайты и прочих официальных применений, снимаются именно так. Складывается впечатление, что человека поставили к стенке.

Гораздо лучше портрет смотрится, если человека фотографировать слегка в полупрофиль:

Возможно, на этом снимке он уж очень сильно повернулся, можно было бы снять под меньшим углом. Кроме того, это ведь не настоящий человек, и мы не можем попросить посмотреть его в камеру.

И здесь же присутствует третья идея этого поста. Если объект на фотографии имеет явно выраженную направленность, то надо компоновать кадр так, чтобы направленность была не за пределы кадра, а внутрь него. На приведенной выше фотографии все сделано правильно: пилоту есть куда смотреть. С другой стороны, иногда портреты фотографируют помещая модель в кадре вот так:

ошибки композиции кадра. направленный объект

Получается, что пилот смотрит куда-то за пределы кадра. При этом у нас, зрителей, может сложиться впечатление, что там за пределами кадра есть что-то интересное, но нам этого не показали. 

Надеюсь, при очередной попытке съемки портрета вы вспомните нашего веселого пилота и постараетесь избежать показанных здесь ошибок.