В давние времена, когда все снимали еще на фотопленку, а о цифровых фотоаппаратах и слыхом не слыхивали, фотографы знали, что, покупая пленку надо обращать особое внимание на цифру, которая достаточно крупно прописана на коробке.
Это была так называемая чувствительность. То есть восприимчивость фотопленки к свету. Почему ISO? Потому что она измеряется в специальных единицах по стандарту ISO (International Organization for Standartization).
Чем ниже это число, тем менее чувствительная пленка, тем более длительной должна быть выдержка для получения хорошего снимка. Чем число больше, тем больше чувствительность, тем короче выдержка.
Отсюда - возможность снимать не только неподвижные пейзажи, но и спортивные соревнования, где все очень подвижное. Кроме того, это возможность снимать если не в полной темноте, то при свете свечки и получать фотографии нормальной плотности (не слишком темные).
Когда все "подсели" на фотоаппараты типа Кодак и прочие и стали пользоваться пленками Кодак, ситуация не изменилась. На коробках с пленками была указана чувствительность пленки. Обратите внимание на число, указанное в углу лицевой стороны коробки. 100, 200, 400 - это как раз чувствительность пленки. Причем, при установке такой пленки фотоаппарат сам "считывал" ее чувствительность (с кассеты) и делал поправку при выборе экспозиционной пары (выдержка-диафрагма) в то время как раньше фотографы должны были делать это сами.
В то время многие знали, что для домашних или вечерних съемок надо брать пленку с чувствительностью 400 единиц. Для поездки на море лучше купить пленку с чувствительностью 100 - 200 единиц.
Немного реже встречались пленки с чувствительностью 800, 1600 и более единиц, а также 120, 160 и т.д.
Теперь давайте представим фотографа, который ведет репортажную фотосъемку. Вот он снимает встречу почетного гостя у трапа самолета. Яркое солнце, надо бы использовать пленку с чувствительностью 100 единиц. Затем делегация садится в машины и едет в гостиницу. В гостинице приглушенный свет, для съемки в таких условиях более подходит пленка с чувствительностью 400 единиц. Потом - прогулка по городу - опять 100. Затем зал заседаний - 400, после поездка за город - 100 или 200, затем поход в театр - 400 и т.д.
Как думаете, почему, когда раньше показывали фотографов, ведущих репортажную съемку, у них было по несколько фотоаппаратов, и они снимали то одним, то другим?
Правильно! Ведь во время репортажной съемки нет времени на перезарядку фотопленки, да и вытащить из камеры пленку, на которую отсняли три-четыре кадра, тоже как-то неразумно. Вот и таскали фотографы с собой целую кучу фотоаппаратов.
В то же время напрашивается простейший выход: зарядить 400-сотку и снимать ей и в помещении и на ярком свете. Ну, поставим покороче выдержку, ну диафрагму "зажмем" посильнее! Чем не выход?
Однако, не торопитесь с выводами. Если бы задача так легко решалась, то не было бы в продаже пленок с чувствительностью 32, 64, 100, 120 и т.д. Все покупали бы 1600-ку и снимали бы на нее при любых условиях, корректируя пару выдержка-диафрагма. И не носили бы с собой фотографы кучу зеркалок... Наверное, какой-то секрет здесь все же есть.
Поверьте, он есть. Взгляните на эти два снимка.
Вроде бы оба имеют одну и ту же плотность, но на втором присутствуют какие-то странные цветные точки. Это так называемый шум цифровой матрицы. У фотопленок ситуация была та же самая, только там это называлось другим словом "зернистость". (Для справки - фотоснимки сделаны профессиональным фотоаппаратом Canon 5D Mark2. У цифрповых "мыльниц" такое "зерно" иногда появляется уже на 400 единицах чувствительности).
Кстати, сейчас в графических программах даже есть специальный фильтр, который позволяет имитировать зернистость фотопленки, это считается особым шармом. Но раньше зернистость была настоящим бичом!
Есть определенная зависимость качества картинки от чувствительности.
Чем ниже ISO чувствительность - тем чище картинка
Именно поэтому профессионалы во все времена предпочитали снимать на пленку с наименьшей чувствительностью, которую можно было использовать в данной конкретной ситуации. Они даже покупали очень дорогие объективы с высочайшей светосилой (такие объективы стоят от 50,000 рублей), чтобы получать хорошее качество фотографий даже в условиях пониженной освещенности.
Если Ваша фотокамера позволяет снимать в ручном режиме, то найдите в меню пункт, который устанавливает ISO чувствительность, и поставьте самое низкое из возможных значений. Чем лучше у Вас камера, тем ниже будет это минимальное значение. Диапазон чувствительности профессиональных камер, например, может позволить установить значение от 50 до 3200 единиц. Иногда даже шире.
Например, некоторые любительские камеры позволяют снимать с наименьшей чувствительностью 160 единиц. Неплохо. Но лучше, если Ваша камера снимает со значением этого параметра 100, 80 и даже 50 единиц.
Конечно, при снижении чувствительности матрицы приходится делать более длительные выдержки, шире раскрывать диафрагму, однако качество картинки будет намного лучше при значении 50, чем при значении, например, 200.
Попробуйте выполнить простое домашнее задание: установите на Вашей камере чувствительность 50 и сфотографируйте что-нибудь. Потом установите самую высокую чувствительность и сфотографируйте этот же объект. Скачайте обе фотографии в компьютер и внимательно рассмотрите их. Разница будет очевидна!
Кстати, при съемке в автоматическом режиме фотокамера сама выбирает наиболее подходящую по ее мнению чувствительность, так многие снимки делаются с чувствительностью 488, 800 и более. Неудивительно, что они получаются очень зернистыми, "шумными".
Здесь кроется ответ на вопрос, который часто задают новички: "Как уменьшить цифровой шум на фотоснимке?"
Ответ: "Снимайте в ручном режиме с наименьшей возможной чувствительностью".