Соотношение выдержки и диафрагмы. Как установить выдержку и диафрагму при фотосъемке

Теперь, когда мы знаем и о выдержке и о диафрагме, мы должны рассмотреть как эти параметры устанавливаются в комплексе.

Давайте вспомним:

выдержка - время в течении которого матрица цифрового фотоаппарата воспринимает свет через объектив.

диафрагма - зрачок объектива, расширяясь и сужаясь, он регулирует количество света, попадающего на матрицу.

Бывают ситуации, когда важнее устанавливать определенное значение выдержки: например при съемках спортивных состязаний, где объекты съемки очень подвижные,  надо ставить очень короткую выдержку, значение диафрагмы в данном случае отступает на второй план.

С другой стороны, расширяя или сужая диафрагму мы увеличиваем или уменьшаем поток света на матрицу и в то же время уменьшаем или увеличиваем глубину резкости.

По сути дела один и тот же снимок может получиться, если мы установим короткую выдержку и широкую диафрагму или длинную выдержку и узкую диафрагму. Эти снимки будут иметь одинаковую плотность и различаться только глубиной резкости.

Поэтому исходя из ситуации мы устанавливаем эту пару параметров оптимально:

 

 

Как выставлять выдержку и диафрагму

 

 

Как выставлять выдержку и диафрагму

Как видите, при съемке важно подобрать оптимальное соотношение выдержки и диафрагмы. Для этого надо сделать не одну пробную фотосессию, снимать с разными комбинациями этих параметров, чтобы научиться правильно выставлять выдержку и диафрагму.

На снимках выше приведен наглядный пример соотношения выдержки и диафрагмы. На верхней картинке диафрагма очень узкая, а значит, света на матрицу попадает немного. Следовательно надо увеличить время засветки матрицы через открытый затвор. Выдержка 30 секунд и диафрагма 20 дают хорошую глубину резкости (вся модель автомобиля в фокусе). 

Чем шире диафрагма, тем больше света попадает на пленку или матрицу. Тем короче может быть выдержка и тем меньше глубина резкости. На втором снимке только передняя часть модели находится в зоне фокуса, поскольку модель стояла не перпендикулярно, а под углом к оси объектива, задняя ее часть оказалась дальше от фотокамеры, чем передняя. Глубина резкости на этом снимке составляет всего несколько миллиметров. Этакая тонкая пленочка. Объекты, находящиеся ближе и дальше зоны фокусировки выглядят размытыми.

На наше счастье современные цифровые "мыльницы" могут еще до съемки показать на экранчике изображение, которое получится при тех или иных установленных значениях выдержки и диафрагмы.

Зеркальные фотокамеры такой возможности не имеют (там экранчик показывает только уже отснятые кадры). Поэтому профессиональные фотографы выбирают оптимальные значения выдержки и диафрагмы "на глаз".

Когда-нибудь и у нас с Вами будет такой же наметанный глаз и нам хватит одного мимолетного взгляда на объект съемки, чтобы определить какую выдержку и диафрагму здесь нужно установить. Так или иначе, если мы ставим себе задачу стать в будущем профессиональными фотографами, нам потребуется много тренироваться, снимать одну и ту же сцену с разными значениями выдержки и диафрагмы, чтобы понять какую комбинацию этих параметров нужно установить, чтобы получить идеальную картинку.