Как выбрать фотоаппарат - 2. Какой объектив лучше

Продолжаем выбирать цифровой фотоаппарат.

Следующий критерий очень важен. От того, насколько Ваша будущая камера будет ему соответствовать, Вы при равных усилиях получите или совершенно негодные, мутные, или очень четкие и контрастные фотографии.

4. Какой объектив лучше?

сотовый телефон с 12-мегапиксельной матрицейНаверное Вы видели в продаже сотовые телефоны, в которые встроена 10 мегапиксельная матрица для фотосъемки. Если внимательно посмотреть на объектив такого телефона, то он будет совсем крошечный. Нетрудно догадаться, какого размера матрица там установлена. Если Вы читали предыдущую статью, то знаете правило - чем больше матрица (не в мегапикселях, а в миллиметрах), тем лучше.

12-мегапиксельная фотокамера с маленьким объективомК сожалению у недорогих цифровых фотоаппаратов тоже бывает подобная проблема. Узенькая дырочка объектива явно указывает на то, что матрица маленькая, а, следовательно, хороших четких снимков ждать от такой камеры не приходится.

Опять же, некоторые "бывалые" фотографы говорят, что они "мобилой" сфоткают что-то лучше, чем я своим профессиональным фотоаппаратом. Тогда я предлагаю им выехать на ночную фотосъемку, или сфотографировать что-то для каталога, или просто сделать домашнюю диванную фотографию тетушек и дядюшек.

Дело в том, что снимая в яркий солнечный день можно действительно быстро увериться в том, что и дешевенький простенький фотоаппарат с маленьким объективчиком снимает очень даже здорово, особенно, если оценивать результат на экранчике самого фотоаппарата.

Кстати, это любимый прием продавцов в магазинах. Сначала они покажут вам распечатанные на фотопринтере фотографии, сделанные этим фотоаппаратом. Обратите внимание, что это будут скорее всего красивые яркое пейзажи, снятые где-то в тропиках, где все цвета вообще ярче.

сенсорные экраны и яркие красивые фотографииПотом они предложат Вам выйти на улицу и сделать два-три пробных снимка Вашей будущей фотокамерой. Отснятое они не будут перекачивать в компьютер для детального рассмотрения, а просто покажут Вам картинку на экранчике, наплетут что-то про новые алгоритмы подавления шумов в условиях пониженной освещенности, еще упомянут, что это-де матрица нового поколения и все. Ну и гвоздь программы - сенсорный экран!

Все! Вы покупаете эту камеру.  

Сейчас все же давайте трезво взглянем на то, какой объектив должен быть у цифровой камеры.

Правило номер 0! Только стекло!

Продавцы имеют дар убедить кого угодно, что новомодный современный пластик в линзах не хуже, а в некотором роде даже лучше стекла. Знаете, чем это лучше? Да просто легче по весу. Носить удобнее. В остальном можно еще раз повториться - стекло, стекло и еще раз стекло! 

Правило первое: Чем больше диаметр, тем лучше!

Конечно, массивный объектив утяжеляет всю камеру, однако, для получения хороших снимков объектив с линзами большого диаметра гораздо лучше, чем крошечный компактный.

Правило второе: Обратите внимание на производителя объектива.

Есть всемирно известные лидеры в производстве оптических систем: Carl Zeiss, Leica, Canon. Если в Вашем фотоаппарате установлен объектив одний из этих фирм, это большой плюс. Не вдаваясь в технические подробности,  скажу, что "фирменные" линзы Samsung, Kodak и прочие проигрывают вышеозначенным по качеству изображения.

Правило третье: Какого цвета объектив?

Речь не идет о цвете пластмассы, из которой изготовлен объектив камеры. Посмотрите на объектив так, чтобы увидеть в нем отражение какого-то источника света, например, обычной лампы.

Если Вы видите отражение с явно выраженным синим оттенком, не покупайте такой фотоаппарат.

Если изображение отражается в сиреневых тонах, то тоже лучше не связываться, хотя. если все остальные характеристики вас устраивают, то такую камеру можно купить.

Если Вам повезет и Вы увидите "зеленое" отражение, смело покупайте камеру - это самый выигрышный вариант.

Что это было? Речь идет о так называемом "просветлении" оптики. Это процесс, который увеличивает поток света внутрь камеры через объектив. Достигается просветление путем нанесение на поверхность линз специального напыления. Именно это напыление и дает отблеск разных цветов. как уже упоминалось, "зеленая оптика" самая лучшая. 

Следующий параметр, по которому мы оцениваем объектив, это:

Светосила объектива

Это параметр, который показывает насколько хорошо объектив пропускает свет внутрь камеры. Измеряется он при полностью открытой диафрагме и указывается на самом объективе примерно в таком виде: f/3,5 - f/5.6. Это означает, что при полностью выдвинутом объективе (для ZOOM-объективов) количество света, попадающее на матрицу вычисляется как единица, деленная на указанное число, то есть примерно 17% от нормального света, который мы видим глазом. При полностью "задвинутом" объективе единицу надо поделить на 3,5, получается что в этом положении на матрицу попадет 29% от нормального светового потока.

Сами понимаете, что чем больше света будет "проникать" к матрице через объектив, тем лучше. Поэтому у профессиональных объективов этот параметр равен f1.2, что означает, что на матрицу попадет 83% света. Согласитесь, это лучше.

Однако, поскольку мы выбираем недорогой фотоаппарат, нам придется довольствоваться менее приятными значениями светосилы объектива. Например, на моем Canon G9 эти параметры f2,8 - f4,8. Получше, чем в ранее приведенном примере, но очень далеко от профессиональных объективов.

Таким образом, при выборе камеры обращайте внимание на светосилу объектива. Чем цифры в этом параметре меньше, тем лучше объектив пропускает свет.

Переменное фокусное расстояние

Это параметр объектива, которым сейчас очень умело "жонглируют" производители и продавцы. Это тот самый "зум" (zoom), который позволяет приближать объекты и снимать не подходя к ним. Например, на моем Canon G9 этот параметр описан так: 7.4 - 44.4 mm (что эквивалентно 6-кратному приближению).

Некоторые производители ухитряются "вставить" в свои камеры 15, 28 и 24х-кратные зум объективы.

К таким экстравагантным предложением надо подходить очень осторожно. Вообще, фокусное расстояние это упрощенно расстояние он поверхности матрицы до так называемого оптического центра объектива. Чем больше значение этого параметра, тем больше объектив "приближает" объекты. Чем меньше - тем больший угол захватывает камера при съемке.

Таким образом, наилучшим решением была бы покупка камеры с наименьшим возможным значением на "коротком" конце и наибольшим на "длинном" (имеется в виду полностью "задвинутый" и полностью "выдвинутый" объектив).

Однако, на практике случаются казусы, о которых надо знать. Некоторые производители сознательно смещают фокусные расстояния в "длинную" сторону. То есть фотоаппарат прекрасно приближает объекты, увеличивая их в 24 раза, но на "коротком" конце он даже не может охватить компанию, сидящую за домашним столом.

хроматические аберрацииС другой стороны, чем больше ZOOM при некачественной оптике, тем больше хроматические аберрации. Это такие неприятные вещи, которые добавляют зеленые и фиолетовые окантовки к контрастным объектам на фотографиях. Может быть Вы видели такие дефекты изображений. По сути дела это разложение света в спектр. Особенно это проявляется на некачественной оптике и на больших "зумах".

Вывод: не надо гнаться за широким диапазоном фокусных расстояний. Со временем Вы сможете купить телеобъектив и тогда будете снимать Луну и прочие удаленные объекты, не приближаясь к ним.

Напоследок, хотелось бы упомянуть наличие стабилизатора в объективе, который позволит снять четкий кадр при низкой освещенности и при длительной выдержке.

Неплохо было бы узнать, можно ли найти для объектива какие-нибудь фильтры. Разговор о них у нас пойдет несколько позже, однако, если объектив допускает установку фильтра (имеет резьбу), у Вас появляются дополнительные возможности по улучшению качества Ваших фотографий.

В заключении, хотелось бы уточнить: в этой статье мы говорили о встроенных в фотокамеры, несменных объективах. О сменных поговорим тогда, когда доберемся до зеркальных фотокамер.

Другие статьи из серии:

Как выбрать фотоаппарат - 1. Цена. Размер матрицы
Как выбрать фотоаппарат - 3. Как фотографировать в ручном режиме?
Как выбрать фотоаппарат - 4. Остальные параметры